Тарский и теория истины как соответствия с реальностью

Комментарии к обсуждению:

http://ru-rationphil.livejournal.com/34845.html

6 ноя, 2012 at 10:40

Я начал читать

Отображение мира в семантике

которая начинается с классической теории истины Тарского. В чем разница между взглядами Тарского и теории истины как соответствия реальности (correspondence theory)? Я недавно слушал курс лекций Maarten Hoenen Theorien der Wahrheit (Теории Истины) в которых в основном разбиралась как раз теория соответствия реальности. В чем здесь заключался вклад Тарского?

27 ноя, 2012 14:06

Мне просто любопытно, что Тарский внес в теорию соответствия (correspondence theory), поскольку она имеет тысячелетнюю историю.

Marteen Hoenen — специалист по средним векам и это придает его курсам по философии интересную специфику. Скажем в его курсе по теориям истины большую роль играл Ансельм Кентерберийский и было видно как его работа оказала огромное влияиние на последующих граждан. Я сейчас проверил содержание курса и вижу, что в его курсе также разбиралась работа

A. J. Ayer, Language, Truth and Logic

По-видимому Тарский был в этом разделе, но сейчас я уже не помню, что говорилось по поводу этой работы.

К слову сказать, Ансельм в вопросах универсалий был реалистом, поэтому ему было несколько проще найти в мире истину.

Если говорить про эмпиризм, то действительно есть серьезные проблемы с утверждением, что все знания можно получить из наблюдений. У Фейерабенда есть занятная статья Classical Empiricism, где он на примере двух утверждений

1) У протестантов «Все знание основано на Библии»

2) У эмпиризма «Все знание основано на наблюдениях»

показывает, что формально говоря, данные утверждения являются пустыми и в реальности, чтобы все заработало, в силу неявно вступает историческая традиция.

Ван Фраассен в своей книге также разбирает статью Фейерабенда. Ван Фраассену похоже удается решить проблему, поскольку он основывает эмпиризм не на формальном утверждении (Ван Фраассен как и Фейерабенд показывает, что это невозможно), а на позиции, основанной на определенных ценностях.

27 ноя, 2012 18:51

Именно с этого начинает свою книгу The Empirical Stance Ван Фраассен:

«In every century we must reinterpret ourselves to ourselves. We do not come in our century with a tabula rasa. We must interpret what we find ourselves to be, with an eye to what we have been and to what we could be and can be. That is the perrenial, ever-recurring task, ever new.»


Comments are closed.