Ван Фраассен: Бог философов мертв

Комментарии к

весьма эзотерический пассаж
http://mikeura.livejournal.com/475765.html

_________________________

См. http://blog.rudnyi.ru/ru/2021/12/postsekulyarnya-filosofiya.html

_________________________

В книге Ван Фраассена The Empirical Stance действительно присутствуют рассуждения о науке. Однако речь в основном идет о том, как должна выглядеть философия, пожалуй более точно эпистемология.

Если посмотреть на развитие общества за последние несколько столетий, то наука стала играть исключительную роль. В определенном смысле наука поглотила искусство, мораль, медитации. Например, вы сами писали недавно про эволюцию и применение эволюционных взглядов к человечеству. В этом смысле возникает вопрос, как избежать тотальности науки.

Неплохое описание данной проблематики я видел в Ken Wilber, The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion, где религия трактуется в целом как contemplation (знания через медитацию). К слову сказать, решение, которое предлагает Ken Wilber в своей книге сводится к немецкому идеализму плюс йога (если я его правильно понял) — вам наверное бы понравилось.

Так вот, можно сказать, что книга Ван Фраассена посвящена также этому вопросу, как избежать тотальности науки. Однако наука присутствует в книге не для того, чтобы ее объяснить, в этом смысле это не книга о философии науки. Ван Фраассен начинает с того, что наука в последние столетия служила для многих философов идеалом и многие философы хотели и хотят построить философию, если хотите, на научных основаниях. Только в этом контексте наука присутствует в его книге.

Антиреализм — это важный инструмент, который помогает избежать тотальности науки. Высказываение о метафизике, которое я привел, нужно для того, чтобы показать, что реализм в науке — это чистой воды метафизика. Интересно отметить, что Ван Фраассен показывает, что доказательство реализма в науке совпадает с доказательством существования Бога философов. В этом отношении в The Empirical Stance интересно рассмотрения Ван Фраассеном вопроса существует ли мир. Ван Фраассен показывает, что ответ ‘Вселенная существует’ по логической необходимости совпадает с утверждением ‘Бог философов существует’.

Пока из всего того что я видел, позиция Ван Фраассена в вопросе как избежать тотальности науки выглядит наиболее убедительно. Однако, я должен отметить, антиреализм приводит также к непривычным утверждениям. Например в другой книге Scientific Representation у Ван Фраассена есть рассмотрение результатов наблюдения в микроскоп как коллективной галлюционации. Хотя аргументы за такой поворот выглядят достаточно неплохо.


Опубликовано

в

от