Кант и Феофан Затворник о человеке

Увидел две цитаты, которые перекликаются между собой (см. ниже). У Канта закон природы, у Феофана Затворника Господь, тем не менее проблематика выгдялит похожей. С одной стороны есть закон природы или бог, который определяет поведение человека, с другой человек, который по идее сам может  определять свое поведение. Противоречие налицо.

не является ли кантовское понимание человека ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ в смысле Бора?
http://mikeura.livejournal.com/509552.html

Кант. Основания метафизики нравственности.

«Однако невозможно избежать этого противоречия, если субъект, мнящий себя свободным, будет мыслить себя в одном и том же смысле или в одном и том же отношении и тогда, когда он называет себя свободным, и тогда, когда в отношении того же поступка он признает себя подчиненным закону природы. Поэтому неотложная задача спекулятивной философии — показать по крайней мере, что ее заблуждение относительно указанного противоречия объясняется тем, что мы мыслим человека в одном смысле и отношении, когда мы называем его свободным, и в другом, когда мы считаем его как часть природы подчиненным ее законам, и что оба эти смысла и отношения не только очень хорошо могут существовать рядом друг с другом, но и должны мыслиться необходимо соединенными в одном и том же субъекте; ведь иначе нельзя было бы указать, на каком основании мы должны были обременить разум идеей, которая хотя ее можно, не впадая в противоречие, соединить с другой достаточно обоснованной идеей, тем не менее впутывает нас в дело, из-за которого разум в своем теоретическом применении быстро заходит в тупик

Нетрадиционные прозрения традиционного богослова
http://olgaw.livejournal.com/97732.html

Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям.

«Господь почивает, хотя и пребывает среди движущихся событий. Сам же действовать начинает тогда, когда угрожает неминуемая беда, могущая уклонить направление событий, в противность Божественным Его планам. Он всюду есть, все хранит, все согревает веянием любви Своей, но действовать предоставляет своим тварям силами Им данными, по законам и порядкам Им повсюду заведенным и хранимым. Он не лично воздействует, хотя все от Него и без Него ничего не бывает. Всегда готов Он и Сам воздействовать, когда это нужно по Его безпредельной премудрости и правде

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/26453.html


Comments are closed.