Папа Сильвестр II: ученый или чернокнижник?

Впечатления от книги Nancy Marie Brown, The Abacus and the Cross: The Story of the Pope Who Brought the Light of Science to the Dark Ages

Книга посвящена Герберту Орильякскому, который в конце жизни вступил на папский трон и стал Сильвестром II. Жизнь героя опутана легендами, где он представлен магом и чернокнижником. С этой стороны он описан на многих российских сайтах, например

Колдун Герберт, Папа Сильвестр II. Легенда о черном маге на папском престоле

«Чтобы достичь цели, Герберт продал свою душу дьяволу, а взамен получил престол Римского папы. Теперь уже папа Сильвестр Второй беззастенчиво использовал свое положение в личных целях. Современники утверждают, что Герберт вошел в плотский союз с дьяволом. Его сопровождал повсюду дух в облике черной лохматой собаки. Многие считали, что он был способен ослеплять своих недругов и при помощи некромантии находить спрятанные сокровища.«

Автор книги описывает своего героя как выдающегося ученого десятого века. Герберт Орильякский принес в Западную Европу арабскую систему счисления, абак, основанный на арабской системе, астролябию. Он был известным математиком своего времени и проводил многочисленные астрономические наблюдения. В конце книги есть интересное рассмотрение кто и когда в европейской истории представлял Сильвестра Второго колдуном, а кто считал его ученым.

Как обычно бывает, автор очарована своим героем и ряд высказываний о нем пожалуй можно отнести к преувеличениям. Тем не менее, книга дает неплохое представление о жизни в Западной Европе в конце 10 — начале 11 века во времена императоров Оттона Первого, Второго и Третьего. Например, очередный Оттон приходит в Рим с войсками и ставит на папский престол своего папу. После его ухода итальянская знать выгоняет папу, поставленного императором, и ставит своего папу (антипапу). Далее процесс повторяется — Оттон возвращается, дает знать, кто в Риме начальник, уходит, антипапа выгонят папу, и т.д.

Герберт получил знания от арабов, которые в то время властвовали в Испании. Развитие науки в те времена происходило своеобразно. В Восточной Римской имерии официальным был греческий язык, соотвественно можно было бы ожидать, что знания древних греков должны быть  преумножены именно в Византии. Тем не менее, расцвет науки в седьмом — одиннадцатом веке наблюдался не в Византии, а в арабском мире. Западная Европа также получила древнегреческие тексты не от Византии, а от арабов на арабском языке. Получается, что в Византии наука не развивалсь. Интересно почему.

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/26679.html


Comments are closed.