Гумбольдтский университет и российские вузы

Комментарии к

Кризис классического университета: деградация или реконструкция
http://andrey-gasilin.livejournal.com/88903.html

«Последние десятилетия ознаменовались глобальным кризисом системы высшего образования, который затронул не только отечественные вузы, но и европейские. Гумбольдтский университет, который на протяжении полутора столетий представлял собой воплощённый идеал универсального знания, сочетая в себе задачу формирования личности и расширения научного знания, – к концу XX столетия перестал соответствовать требованиям современного общества, входящего в постиндустриальную фазу своего развития

2013-12-21 10:59

Я вижу противоречие между «задачей формирования личности» и «независимость от государственного регулирования». Формирование личности всегда было государственной задачей. Соотвественно говорить о том, что ранее университеты, которые формировали личность по заданию государства были от него независимы, по-моему, странно.

2013-12-21 13:54

«Как можно формировать личность по заданию государства? Зачем вообще государству личность? Государству нужны квалифицированные специалисты, производители, граждане в крайнем случае. Личность предполагает наличие свободы и интегрированный критицизм — для государственного аппарата с его тягой к контролю над социальными процессами это весьма неудобные характеристики.

Независимость от государственного регулирования — это один из базовых принципов гумбольдтского университета. И в основе этого принципа как раз лежит идея интеллектуальной свободы

В СССР например воспитывался строитель коммунизма. Поэтому вся система образования по-сути была подчинена этой благородной цели. Например нам неоднократно заявляли, что государству нужны не просто химики, а советские химики.

2013-12-22 09:29

«Во-первых, речь не о СССР, а о гумбольдтском университете. Когда в России организовывались первые университеты, то у немцев заимствовались не столько идеи, лежащие в их основе, сколько внешние проявления: набор и структура факультетов, методы преподавания и пр. О независимости университета от государства здесь никогда всерьёз не говорили. И уж тем более об этом не было речи в тоталитарном СССР, где не то что образование, а даже частная жизнь граждан рассматривались как собственность государства

Как вы считаете, к чему ближе российские вузы: к вузам СССР или к гумбольдскому университету?

Мне также хотелось бы лучше понять, какой смысл вы вкладываете в термин гумбольдский университет. Два вопроса, если можно, в этом отношении.

Один из моих любимых фильмов — Ночной портье. Я не знаю, если вы его смотрели, но наверняка вы про него слышали. Как можно соотнести образование граждан, показанных в фильме, с термином гумбольдский университет?

Как говорят, кто платит, тот и заказывает музыку. Как обстояло дело с данным наблюдением в гумбольдском университете?

2013-12-22 16:14

«Изначально берлинский университет Гумбольдта предполагал своеобразное соглашение с государством. Основной миссией университета было развитие национальной культуры во всех возможных смыслах и направлениях. А государство, в свою очередь, брало на себя обязательства по его финансированию. Никаких заказов государства научное сообщество не выполняло – принцип академической свободы был превыше всего

Я думаю, что соглашение университет — государство следует рассматривать в историческом контексте. Скажем, для времен императора Вильгельма II утверждение «Никаких заказов государства научное сообщество не выполняло – принцип академической свободы был превыше всего» наверное не следует абсолютизировать. Я не знаток в этой области, но я бы ожидал, что более внимательное изучение того времени внесло бы коррективы в такое утверждение.

В настоящее время часто подчеркивается зависимость государства от налогоплатильщиков, что требует от того же государства других усилий по обоснованию трат. Просто объявить, что деньги тратятся на расцвет наук и искусств вряд ли получится. Ведь например как всегда разные профессора не согласны между собой, что объявить расцветом искусства, что закатом. Те кто не получил деньги, будут бороться против тех, кто деньги получил, а на всех денег все равно не хватит.

Можно также отметить следующее отличине между Западной Европой и Россией. Россия унаследовало политическое устройство от Византии, где вторым человеком после бога на земле был император (Caesaropapism) и церковь практически была подчинена государству. Ожидать академической свободы в таких условиях вряд ли оправдано.

В Западной Европе всегда было два независимых центра власти — император и римский папа. Это позволяло тем же университетам маневрировать между двумя центрами власти и играть на их противоречиях.

Фильм Ночной портье показывает жизнь бывших нацистов в послевоенной Вене. Бывшая заключенная концлагеря узнает своего палача, между ними вспыхивает любовь, и т.д. Надо отметить кстати хороший культурный уровень бывших нацистов, как раз заставляет задуматься о том, как же функционировал гумбольдский университет.


Comments are closed.