Ницше и христианство

Комментарии к

комментарии к Ницше
http://mikeura.livejournal.com/516238.html

«Христианская мораль убивает сама себя. Пытаясь навязать христианские (а значит, — моралистские) интерпретации реальности она необходимым образом приходит к искажениям, передергиванию, умалчиванию, а то и к прямым подтасовкам. Возникает религиозная фальш. Поэтому в «Антихристианине» Ницше и заявляет:»Христианство — форма смертельной вражды к реальности». А это и есть нигилизм

4 янв, 2014 10:33

Вряд ли, поскольку это противоречит историческим фактам: это не объясняет например почему же христианство не развалилось с самого начала. Здесь получается, что ответ надо искать в конкретной исторической эпохе.

Также см. например историю реформации. Она не укладывается в вашу схему.

Также лучше обратить внимание на текст Ницше о Сократе. Ницше считал также Сократа источником всех бед. Может быть Сократ во всем виноват даже больше, чем христианство?

4 янв, 2014 11:36

Схема Ницще годится только для его времени. Проблема заключалась в том, что христианство было основой западноевропейской цивилизации, однако во времена Ницше его современники «убили бога». В этом проблема.

На эту тему есть неплохая лекция про Ницше в курсе

History of Philosophy and Christian Thought
von Dr. Ronald H. Nash
https://itunes.apple.com/de/itunes-u/history-philosophy-christian/id403537295

где Ницше сравнивается с Киркегардом.

4 янв, 2014 15:32

Ответ про христианство кстати я упомянул и он заключается в том, что мы должны рассматривать высказывания в рамках исторического контекста. Нигилизм у Ницше появляется в результате отхода общества от ранее принятых основ. Можно сравнить общество, окружащее Ницше с годами застоя в СССР. Люди ходят на партсобрания, выбирают, и т.д., однако при этом в идею коммунизма уже никто не верит.

Для иллюстрации рассмотрим утвреждение

«То есть христианская моральность ведет к нигилизму, к полной утрате смысла, ценности и желательности фактической жизни»

Попробуйте применить его к двум другим историческим этапам.

1) Установление христианства в Римской империи. Почему греческие и римские интеллектуалы перешли на сторону христианской философии?

2) Средние века. Я недавно был во Флоренции и перед этим специально просмотрел два фильма Пазолини: Декамерон и Кентерберийские рассказы. Как вы считаете, можно ли применить ваше утверждение к обществу, показанному в фильмах Пазолини?

4 янв, 2014 16:42

C моей точки зрения утверждения

«Сократ для Ницше — пример морализующего философа. И поэтому его влияние он рассматривает как пагубное

и

«То есть христианская моральность ведет к нигилизму, к полной утрате смысла, ценности и желательности фактической жизни»

крайне похожи. Однако почему-то вы нападаете на христианство и оставляете Сократа в покое.

Продолжение

http://mikeura.livejournal.com/516597.html

6 янв, 2014 11:31

Проблема однако заключается в том, что люди, стремящиеся к власти, вступают в конфликт с друг другом. Вот например я сейчас слушаю про Юстиниана (482 – 565), который хотел объединить Римскую империю, примирить враждующих между собой христианских лидеров (Рим, Константинополь, Александрия), и т.д. Чтобы посоветовал Ницше Юстиниану?

Продолжение

http://mikeura.livejournal.com/516749.html

6 янв, 2014 14:00

При рассмотрении Ницше полезно не забыть развитие науки в его в время и эволюцию представлений о человеке с точки зрения науки. Если во времена научной революции семнадцатого века человек был венцом создания, то во времена Ницше наука уже поместила человека на уровень червячка. Во-что может верить червячок? Да ни во что.

У меня в английском блоге есть цитаты из I. Prigogine and I. Stengers, The new alliance, Scientia 112 (1977), где как раз неплохо рассматривается эволюцию в данном направлении.

На эту тему вам может быть будет любопытно

Про Коха и его книгу (Кох — известный нейрофизиолог)
http://nature-wonder.livejournal.com/210247.html

«Коха, как убежденного редукциониста, мучает отсутствие смысла жизни – он хорошо понимает эту связь – и признается ближе к концу, что все-таки предпочитает в него верить. Какой-то смысл во всем этом преобразовании материи должен быть, ему неизвестно какой, но это дает ему силы жить дальше


Comments are closed.