Подлоги при становлении католической церкви

Недавно я описал свои впечатления от книги Томаса Вудса, Как католическая церковь создала западную цивилизацию:

«В книге содержится богатый фактический материал, который взятый вместе производит сильное впечатление. Должен правда отметить, что книга написана в одностороннем стиле: я скажу только хорошее, пусть плохое говорят мои враги.»

Для полноты картины я приведу факты, которые я увидел в книге Джона Дили (John Deely), Четыре эпохи понимания в разделе Роль мифологии в становлении латинского века (Role of Mythology in the Shaping of the Latin Age, стр 193-202).

При рассмотрении истории нельзя забывать, что одной из движущих сил является борьба за власть. На этому пути люди используют все возможные средства и одно из них — это подложные документы. Католическая церковь в этом отношении исключением не является.

В Западной Европе можно было увидеть баланс власти между папой римской и королевскими дворами, который воспримался как само собой разумеющееся (Кесарю кесарево, а Богу Богово). Однако такой баланс установился далеко не автоматически. После распада Западной Римской Империи на ее территории образовалось много враждующих между собой государств. Папский престол в такой ситуации претендовал на особую роль. Католической церкви в конце концов удалось выступить в качестве цементирующей связи между враждующими государствами и достичь положения, когда ни одно из государств Западной Европы не могло уже претендовать на единоличное владение католической церковью.

Так вот, в истории католической церкви есть два главных подлога: дар Константина и лжеисидоровы декреталии. Легенда о даре Константина гласит, что больной император Константин при крещении папою Сильвестром в конце жизни был исцелен от проказы. После этого пораженный Константин подарил папскому престолу Рим, западные страны и главенство надо остальными христианскими церквями. Документ о даре Константина является подлогом, сфабрикованным в 8-9 веке. Декреталии — это послания римских пап, содержащие разрешения различных вопросов.  В девятом веке задним числом были сфабрикованы фальшивые послания предыдущих римских пап (лжеисидоровы декреталии), которые должны были подчеркнуть особую роль католической церкви и помочь ей достичь независимости от светской власти.

Дар Константина и лжеисидоровы декреталии сыграли далеко не последнюю роль в становлении папского престола на пути достижения его независимости от королевских дворов Европы. Джон Дили в этом отношении отмечает, что в истории здание продолжает прочно стоять, даже тогда когда его фундамент подорван.

В заключение следует отметить, что в книгах Джона Дили и Томаса Вудса можно увидеть сходную точку зрения на исключительную важность средневековых схоластов для становления современной науки. У Дили в его книге точка зрения на этот вопрос пожалуй даже более радикальна, чем в книге Как католическая церковь создала западную цивилизацию.

Согласно Дили у схоластов были оригинальные разработки в философии знака (семиотика), которые начались с Августина. Эпоха схоластов (латинская эпоха) у Дили заканчивается описанием философии знака в работах Пуансо (John Poinsot) в разделе под названием Путь, по которому не пошли (The Road not Taken). По мнению Джона Дили основатели современной философии просто пошли по неправильному пути. Дили сравнивает современную философию с  мистером Хайдом в произведении Стивенсона Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Галилей и другие ученые играют роль доктора Джекила, который стремится улучшить жизнь людей. Всякие философы как Декарт, Локк и др. с другой стороны играют роль мистера Хайда, что уже приводит к тому, что все получается как всегда.

P.S. Неплохой тескт про схоластов:

Species impressa
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1847615.html


Comments are closed.