Упертые детерминисты

Я начал слушать Shaun Nichols, Great Philosophical Debates: Free Will and Determinism (Великие философские споры: свобода воли и детерминизм).

Кратко о первой лекции, где автор дает классификацию встречающихся точек зрения на свободу волю.

У нас есть внутреннее убеждение о том, что мы в состоянии самостоятельно и свободно принимать решения. С другой стороны, у нас также есть внутреннее убеждение, что любое действие имеет под собой внутренние причины.  Эти два убеждения сталкиваются между собой и вопрос в том, что с этим делать.

Второе убеждение в своей экстремальной форме ведет к детерминизму. Если у события была причина, то у причины была своя причина и так далее. Причины однозначно определяют произошедшие события и размышления в этом направлении неумолимо приводят к тому, что по сути дела все определено изначальными причинами.

Детерминизм вроде бы противоречит свободе воли. На этом пути выделаются первые две точки зрения.  Либертарианцы (термин в данном контексте напрямую не связан с политическими взглядами) и упертые детерминисты согласны между собой, что свободу воли с детерминизмом не примирить. На этом основании либертанианцы отвергают детерминизм, а упертные детерминисты отвергают свободу воли.

Компатибилисты с другой стороны отвергают тезис о противоречии между детерминизмом и свободой воли. С их точки зрения видимое противоречие просто основано на недоразумении.

С практической точки зрения вопрос о свободе воли связан с моральной ответственностью. Если сказать, что при принятии решений у человека нет свободы выбора, то становится непонятно, в чем заключается вина человека: он просто не мог поступить по другому. По этому вопросу либертарианцы и компатибилисты сходятся между собой. Свобода воли существует, поэтому никаких изменений в существующей практики наказаний не требуется.

Упертые детерминисты возражают. Детерминизм с их точки зрения отрицает свободу воли и следовательно моральной ответственности также не существует. Поэтому нам следует изменить уголовный кодекс, который основан на моральной ответственности за свои поступки.

Призывы упертых детерминистов изменить практику человеческих отношений мне лично остаются непонятными. Если все предопределено, так ведь должно ж быть понятно, что ничего уже изменить нельзя. Странные люди эти упертные детерминисты.

См. также

Законы природы устами биологической машины

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/41663.html


Comments are closed.