Ансельм Кентерберийский

Написано к

http://chron-os.livejournal.com/24110.html

___________________

Я знаю про Ансельма из лекций по философии Maarten Hoenen (доступны как mp3 по-немецки). Должен сказать, что эти лекции были моим первым систематическим изучением философии и следует отметить, что выбор оказался удачным. Лектор является специалистом по средним векам и он при разборе всех вопросов также приводил позиции Ансельма и Фомы Аквинского. Ниже немного про Ансельма.

Нельзя забывать, что Ансельм Кентерберийский жил в 11 веке. В то время по сути дела только начинался грамматический и логический анализ библии. Например в библии можно найти фразу «Бога нет» (в косвенной речи). Это означает, что нельзя буквально верить во все, что написано в библии. Важен контекст и без грамматического и логического анализа не обойтись.

Рассмотрим предложение «Бог существует» (или «Бог не существует», если больше нравится). Для анализа предложения нам нужно вначале определить, что такое бог и что такое существует. Этим по сути дела и занялся Ансельм. Многие действительно были несогласны с подходом Ансельма, возьмите например православную теологию. Там само предложение о доказательстве существования бога рассматривается как ересь.

Можно сказать, что у Ансельма была следующая исследовательская программа. Бог рационален и он создал рациональный мир. Он также создал человека таким образом, что человек в состоянии понять созданный рациональный мир (мир без всякого сомнения познаваем). Соотвественно надо взять Библию и поскольку она не может содержать ложных сведений по определению, задача просто состоит в том, чтобы рационально понять ее.

Maarten Hoenen здесь проводил сравнение с изучением математики, когда изучающий математику для проверки сравнивает свои ответы с ответами учебнике. Если ответ не сошелся, то вот, где-то была допущена ошибка, знак перепутан или что-то еще пошло наперекос. Такова же была позиция Ансельма. Если человек не смог рационально объяснить Библию, то в это только его вина.

Таким образом, можно даже сказать, что рационализм в средние века начинается с Ансельма.

Доказательство Ансельма о существовании бога у Maarten Hoenen было использовано для того, чтобы обсудить, что такое доказательство в принципе. Что можно доказать, что нельзя. Например из логического доказательства прыгнуть в метафизику (доказать существование) явно не удается. К слову сказать, обратите внимание, что Декарт использовал доказательство Ансельма практически без изменений в своих медитациях. Гёдель сравнительно недавно также пошел по пути Ансельма и предложил свое доказательство сущестование бога в рамках уже математической логики.

В заключение хочу отметить, что у Ансельма есть работы про истину. Maarten Hoenen уделил этим трудам значительное время в своем курсе по теориям истины. Он также показал, что работа Ансельма оказала влияиние на последующих граждан (Фреге, Лейбниц и даже Расселл), желающих определить, что же такое истина.

___________________

Забыл сказать, что у Ансельма бог определяется как «id, quo maius cogitari nequit» «то, больше чего нельзя себе представить». Это несколько отличается, от того, что вы написали, хотя в целом особенно ничего не меняет.


Comments are closed.