Ницше против тепловой смерти Вселенной

Информация из книги Helge Kragh, Entropic Creation: Religious Contexts of Thermodynamics and Cosmology, 2008 (Энтропийное сотворение: религиозные контексты в термодинамике и космологии), глава 5 Concepts of the Universe (Концепции Вселенной).

См. также:

Второе начало термодинамики в центре идеологической борьбы
Ударим первым началом термодинамики по материализму
Мозг Больцмана в равновесной Вселенной
Пьер Дюгем о границе науки
Российские интеллектуалы о тепловой смерти Вселенной

Книга Helge Kragh показывает, что проблема тепловой смерти Вселенной в конце девятнадцатого — начала двадцатого века вышла за рамки узких научных кругов. Большинство европейских интеллектуалов  того времени посчитали своей обязанностью высказаться по этому поводу. Интересно отметить, что знание термодинамики для этого не требовалось.

Ницще не был исключением и в своей книге «Воля к власти» он описал свое видение мира. Ницше нравился циклически повторяющиейся мир, бесконечный во времени. Он считал, что такая возможность является самой научной из все возможных альтернатив. Вполне возможно, что идею вечного и повторящегося мира Ницше взял у немецкого поэта Генриха Гейне, стихи которого очень нравились Ницше.

Ницше подчеркивал, что отрицание цикличности Вселенной ведет к вере в Бога. Поэтому он категорически отвергал саму возможность тепловой смерти Вселенной и говорил, что сторонники тепловой смерти просто хотят таким образом протащить идею создателя.

Аргумент Ницще не отличался оригинальностью. Я покажу его в утрированной форме, чтобы подчеркнуть порочный круг рассуждений (в следующей заметке я опишу занятную идею Больцмана, посредством которой Больцману удалось в определенной степени разорвать такой круг)

1) Вселенная бесконечна во времени.

2) Если Вселенная вечна, а идея тепловой смерти правильна, то мы должны были бы уже находиться в состоянии тепловой смерти.

3) Мы не находимся в состоянии тепловой смерти, следовательна теория тепловой смерти неправильна и должна быть отвергнута.

Интересно отметить, что Ницше считал (наверное под влиянием Отто Каспари), что теория тепловой смерти является выражением материализма. Таким образом Ницше был убежден, что аргумент выше одновременно является опровержением материализма.

В целом рассуждения Ницще о тепловой смерти Вселенной показывают типичный ход мысли с обоих сторон у большинства граждан того времени: человек вначале занимает определенную идеологическую позицию (этого не может быть, поскольку этого не может быть никогда), а затем ищет всевозможные аргументы для ее оправдания.

P.S. 21.10.2017. У Ницше можно найти следующее описание, напоминающее тепловую смерть:

‘В некоем отдаленном уголке вселенной, разлитой в блестках бесчисленных солнечных систем, была когда-то звезда, на которой умные животные изобрели познание. Это было самое высокомерное и лживое мгновение “мировой истории”: но все же лишь одно мгновение. После этого природа еще немножко подышала, затем звезда застыла – и разумные животные должны были умереть. Такую притчу можно было придумать, и все-таки она еще недостаточно иллюстрировала бы нам, каким жалким, призрачным и мимолетным, каким бесцельным и произвольным исключением из всей природы является наш интеллект. Были целые вечности, в течение которых его не было; и когда он снова окончит свое существование, итог будет равен нулю.’

Фридрих Ницше, Об истине и лжи во вненравственном смысле

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/45460.html

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/168565.html

См. также

http://lavrentevdv.livejournal.com/160088.html

http://lavrentevdv.livejournal.com/160369.html


Comments are closed.