Открытие Аристотеля латинским миром

Информация из Thomas Williams, Reason & Faith: Philosophy in the Middle Ages (Разум и вера: средневековая философия)

См. также

Вера, ищущая понимание
Ансельм о падших ангелах
Фома Аквинский о пределe языка
Оккам об универсалиях и о Боге

Что было доступно до 12 века?

Платон — почти ничего (часть одного диалога). Платонизм был основан на вторичных источниках, в основном Августин.

Тесты Аристотеля: Категории, Теория пропозиций.

Тексты о философии Аристотеля: Порфирий, Введение к «Категориям»; Боэций, Старая логика.

Новые тексты, появившиеся в 12 веке

Первая аналитика (теория силлогизмом). Большого впечатления не произвела, поскольку это было уже знакомо из других источников.

Вторая аналитка (научная демонстрация, что отличает веру от знания). Также не произвела впечатления, но по противоположной причине: текст был слишком непривычен.

О софистических опровержениях. Книга вызвала кураж, поскольку требовалась систематизация. В средние века очень любили все систематизировать.

Книги пришли в переводе James of Venice (1125-1150) из Константинополя.

Этика, политика и метафизика Аристотеля появилась позднее.

Комментарии арабских философов, как платонистов, так и последователей Аристотеля (через Испанию). Переводы через несколько языков были не лучшего качества.

Переводы непосредственно с греческого были завершены в середине тринадцатого века: Роберт Гроссетест, William of Moerbeke. Фома Аквинский использовал переводы William of Moerbeke.

Реакция

Университеты были разделены на несколько факультетов: искусств, юридический, медицинский, теологический.

Самый известный университет тринадцатого века — парижский университет.

Тексты Аристотеля вначале появились на факультете искусств, где все были восхищены новыми текстами. Теологический факультет отнесся с подозрением, так как традиционно теология была основана на платонизме. Несколько раз лекции на факультете искусств по текстам Аристотеля запрещались, но профессора в те времена считали себя достаточно независимыми, чтобы проигнорировать такие запрещения.

Проблемы для христианской теологии: у Аристотеля мир вечен во времени, бог Аристотеля не заботится о мире, душа человека смертна, эгоизм в этике, объяснение всего естественными причинами — нет места для христианского бога.

Три отношения к философии Аристотелю:

1) Проигнорировать возможные проблемы и принять Аристотеля без изменений целиком (факультет искусств) — последователи Аверроэс (арабский комментатор Аристотеля). Сигер Брабантский (Siger of Brabant). Теория двух истин — истина в философии может отличаться от истины в теологии.

2) Консерваторы — отвергнуть философию Аристотеля. Бонавентура (Bonaventure): использовать то, что полезно и просто проигнорировать остальное.

3) Альберт Великий и Фома Аквинский. Совмещение философии Аристотеля и христианской теологии.


Comments are closed.