В какой из вселенных я нахожусь?

Сегодня утром наткнулся на сообщения в российской прессе о параллельных мирах. Вот, например, что пишет Комсомольская Правда:

Ученые: Параллельные миры существуют

«Американские ученые сделали вывод о том, что параллельные миры существуют. Специалисты уверены: только так можно объяснить большинство феноменов, которые часто происходили на протяжении всего времени существования Земли.»

Я не поленился и нашел исходную статью американских ученых (см. ниже). Можно увидеть некоторую разницу между тем, что пишет Комсомольская Правда и американские ученые, но в целом телефон оказался не таким уж испорченным. Комсомольская Правда взяла информацию из Daily Mail, журналисты из Daily Mail похоже действительно общались с авторами статьи.

Итак вот первые три предложения непосредственно из резюме статьи:

«Мы исследуем можно ли понять квантовую теорию как континуальный предел механической теории, в которое есть огромное но конечное число классических «миров», и квантовые эффекты возникают исключительно из универсального взаимодействия между этими мирами, без ссылки на волновую функцию. В данном контексте, «мир» означает всю вселенную с четкими свойствами, определяемыми по классической конфигурации частиц и полей. В нашем подходе каждый мир развивается детерминировано, а вероятности возникают только из-за незнания наблюдателя о том, в каком мире он находится, и мы показываем, что в пределе бесконечного числа миров волновая функция может быть восстановлена ​​(в качестве вторичного объекта) из движения этих миров.»

Что ж, можно только пожалеть журналистов, которым по долгу службы приходится доносить такие новости с фронта науки до простых обывателей.

Следует отметить, что реакция публики в комментариях к заметке в Комсомольской Правде вполне осмысленна. Нормальная человеческая психика вполне устойчива к параллельным мирам. Мне лично понравился такой ответ:

«нам тоже известно это явление не по наслышке. были однажды на рыбалке, к ночи сварили уху и сели, двух бутылок на троих не хватило. послали братана евлампия, его не было до следующей ночи. пришел пьяный в дымину с тремя пустыми бутылками и сказал что ни туда ни обратно по дороге никого не встречал, не пил и не ел. почему спросили ты такой кривой, а он говорит — не знаю.»

Дополнительная информация

Родоначальником многомировой интерпретации квантовой механики является Хью Эверетт III, про которого есть прекрасная книга Peter Byrne, The Many Worlds of Hugh Everett III: Multiple Universes, Mutual Assured Destruction, and the Meltdown of a Nuclear Family (Многие миры Хью Эверетта III: Множественные вселенные, Гарантированное взаимное уничтожение и Разрушение семьи ядерщика). По-русски у меня есть только одна заметка по книге (см. также цитаты по-английски ниже):

Хью Эверетт III и Эйнштейн

Научным руководителем Эверетта был Джон Уилер, которые отказался от многомировой интерпретации и предложил свою, основанную на эксперименте «с отложенным выбором»:

Физика для биологов

Дополнительная информация по-английски

Статья (pdf в свободном доступе)

Michael J. W. Hall, Dirk-André Deckert, and Howard M. Wiseman
Quantum Phenomena Modeled by Interactions between Many Classical Worlds
Phys. Rev. X 4, 041013 – Published 23 October 2014

Разные цитаты из книги про Эверетта по-английски: http://blog.rudnyi.ru/tag/hugh-everett-iii

Comments

8 комментариев to “В какой из вселенных я нахожусь?”

Comments are now closed
  1. Про идею «параллельных» миров я читал, было дело, лет 30 назад. Минус идеи — она оперирует принципиально ненаблюдаемыми сущностями (этими самыми параллельными, которые не пересекаются).
    Объекты микромира ведут себя так, как это делают, потому что так им предписано их природой, а не квантовой механикой.
    Хотя теория параллельных миров имеет право на существование, как и любая другая, в той мере, в которой она не противоречит фактам.
    Что касается КС, то это изданьице окончательно превратилось в Бульварную Правду.

2. Вопрос как раз в том, в чем заключается природа микромира. Например, можно ли сказать, что волновая функция существует.

3. Волновая функция — математическая абстракция, предназначенная для описания поведения частиц (а не наоборот).
    Шредингер нашел свое знаменитое уравнение потому, что именно такая форма давала дискретные решения для отрицательных значений энергии. (У энергии нет естественного нулевого уровня, поэтому в качестве нуля Шредингер принял уровень энергии «покоящегося» и «бесконечно удаленного» электрона).
    Кстати, число квантовых (3, не считая спина, который _рассматривается_ как внутреннее свойство частицы), как мне кажется, тесно связано с трехмерностью мира, в котором мы живем.

4. Действительно при использовании квантовой механики в инженерных приложениях вопрос, что означает волновая функция, большого значения не имеет. Если же однако уравнение Шрёдингера используется для описания мира, например во время большого взрыва, то вот тут уже без четкого ответа по-моему не обойтись. В противном случае, если сказать, что волновая функциия — это просто математическая абстракция, объяснение большого взрыва просто подвисает в воздухе.

5. Так согласно современным теориям Big Bang произошел из сингулярности, для которой современная наука объяснений не дает.
    «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе…»
    Что касается самого уравнения Шредингера, то оно было выбрано потому, что дает точные решения для атома водорода. Как было найдено позже, точные решения существуют также для молекулярного иона водорода (3 тела), но не для атома гелия.
    Не может современная наука ответить на все вопросы. И не сможет никогда, потому что для каждого момента времени будет существовать своя _современная_ наука, которая рождает больше вопросов, чем дает ответов. В этом и смысл существования науки (не говоря уже про финансирование). 😉

6. к предыдущему:
    Расширяя горизонт познания, мы также расширяем горизонт непознанного.
    Это, наверное, цитата, потому что звучит уж слишком круто ;).

7. «В нашем подходе каждый мир развивается детерминировано, а вероятности возникают только из-за незнания наблюдателя о том, в каком мире он находится, и мы показываем, что в пределе бесконечного числа миров волновая функция может быть восстановлена ​​(в качестве вторичного объекта) из движения этих миров.»
    Вот здесь и кроется проблема. Мы не знаем «начального положения», а если бы знали, то не знали бы «начальных направлений» (и наоборот). В этом и состоит сущность квантовой теории Δx × Δp ≥ h/2π

8. Отвечая на вопрос, поставленный в заголовке, спешу ответить: Во Всех. Распределенно. Описывается волновой функцией. 😉

Быть может, эти электроны
    Миры, где пять материков,
    Искусства, знанья, войны, троны
    И память сорока веков!

Ещё, быть может, каждый атом —
    Вселенная, где сто планет;
    Там — всё, что здесь, в объеме сжатом,
    Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же
    Их бесконечность, как и здесь;
    Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
    Там та же мировая спесь.

Их мудрецы, свой мир бескрайный
    Поставив центром бытия,
    Спешат проникнуть в искры тайны
    И умствуют, как ныне я;

А в миг, когда из разрушенья
    Творятся токи новых сил,
    Кричат, в мечтах самовнушенья,
    Что бог свой светоч загасил!
    (В. Брюсов)