Мораль у деистов

Интересный ответ на мой вопрос:

http://anti-tanatos.livejournal.com/82255.html?thread=79951#t79951

«В религии, которую исповедовали деисты (т.н. естественная религия) отрицалась роль церкви в посмертной участи человека. Утверждалось, что для блаженства в загробном мире не требуются никакие усилия по части исполнения обрядов. Не нужны не только покаяния и причащения, но даже обряд крещения. Тем не менее Вы ошибаетесь, делая вывод об отмене в этой ситуации морали. По убеждению деистов, лишь тот и следует ей не лицемерно, кто исповедует естественную религию. Вольтер, например, заявил, что ее адепт «естественным» образом, спонтанно живет по принципу «Делай то, чего ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе». Как следствие, все злодейства исключаются. (Особенно прославился теоретизированием на эту тему Руссо.)
Что же касается наказаний для тех, кто по каким-то причинам не следует естественной религии, несмотря на всю ее естественность, т.е. врожденность человеческой душе, то для этого ад не нужен. Ведь такие аномалии – своего рода болезнь. Достаточно ограниченных во времени мероприятий с целью нравственного исцеления, вразумления, воспитания. Кстати, с конца XVIII века угасание веры в ад характерно и для христианства, включая католицизм. Эта тема на обширном конкретном материале убедительно раскрывается Ф. Арьесом в работе «Человек перед лицом смерти».

Наконец, о самоубийстве. Отношение к нему у деистов неоднозначно, но со временем они всё более склонялись к признанию его в качестве одного из естественных прав личности, логического следствия права на жизнь. Эта мысль, между прочим, проводилась деистом Гете в «Страданиях юного Вертера». И, как известно, не без успеха. Роман вызвал такую волну самоубийств среди молодежи, что к Гете обращались с просьбами переписать его (исправить). Великий писатель, однако, не внял – не захотел поступаться принципами.»

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/74035.html


Comments are closed.