Фома Аквинский: душа без тела есть неполная субстанция

Maarten Hoenen постоянно обращался в своих лекциях по философии к Фоме Аквинскому и это обусловило мой начальный интерес к Фоме. В лекциях было упоминание о том, что у Фомы Аквинского душа не могла полноценно существовать без тела, которое меня тогда просто поразило. Я не подозревал, что в такие взгляды в христианстве возможны. Ниже я нашел в Рунете пару цитат о взглядах Фомы на эту тему.

Интересно сравнить взгляд Фомы на соотношение между душой и телом со взглядами Декарта. Декарт поместил тело в пространственный мир (res extensa), а душу в мир идей (res cogitans). Таким образом у Декарта  вызов духов умерших возможен, а у Фомы нет.

Из Фома Аквинский. Учение о душе, ангелах и человеке (на intencia)

«Главное проявление жизни – это движение и познание. Поэтому душа, одушевляя тело, не является телом, т. е. душа не есть материальная субстанция, но есть энтелехия (завершенность) тела. Душа не вечна. Бог творит душу для каждого конкретного человека. Душа творится Богом для конкретного тела и всегда соразмерна ему, т. е. душа есть энтелехия именно данного тела. Поэтому душа не утрачивает своей индивидуальности и после смерти тела, она остается индивидуальностью, приспособленной для конкретного тела. Душа может существовать отдельно, но это существование является ущербным, неполным, ибо душа без тела есть неполная субстанция. Душа без тела живет неполной жизнью в ожидании Страшного суда и всеобщего воскресения из мертвых, и тогда душа, предназначенная для конкретного тела, вновь обретет это тело и человек вновь станет целокупной субстанцией.»

Из Фома Аквинский. Учение о душе (на esxatos)

«Однако, согласно Фоме, душа еще не весь человек и не является ипостасью или личностью. ‘Душа объединяется с телом как форма с материей, поэтому душа есть часть человеческой природы, а не некая природа per se. И поскольку смысл части противоположен смыслу природы, как сказано [ранее], то душа, отделенная от тела, не может называться личностью1’,— так пишет Фома еще в своем первом крупном труде, представляющем собой комментарий на Сентенции Петра Ломбардского. Так же решительно Фома возражает против учения о предсуществованин души тел.

Вместе с тем нельзя сказать, что само существование души зависит от тела: необходимость для души быть соединенной в этой жизни с телом объясняется тем, что она способна воспринимать умопостигаемые виды только посредством чувств, а чувства воспринимают чувственпые виды посредством тела: ‘Согласно порядку природы интеллектуальная душа занимает низшее положение среди интеллектуальных субстанций, поскольку она не обладает естественным прирожденным знанием истины, каковым обладают ангелы, но должна получить знание от материальных вещей, воспринимаемых чувствами. <…> Следовательно, интеллектуальная душа должна обладать не только способностью понимания, но и способностью ощущения. Но ощущение осуществляется только благодаря телу. Таким образом, интеллектуальная душа должна быть объединена с телом, которое может быть подходящим органом чувства.»

См. также

Фома Аквинский о пределe языка

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1925636.html?thread=102973188#t102973188

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1997559.html

Осуждение в 1311 году мнения Иоанна Петра Оливи о том, что рациональная душа не является формой тела.

Ср. с тем, что говорит Беннетт:

http://larkin-donkey.livejournal.com/201485.html

13.06.18 Рецензия на книгу К.В. Бандуровский. 2011. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2133052.html

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/81501.html


Comments are closed.