Пирс о науке за пределами «Я»

Одна из причин сложности восприятия Пирса связана с его подходом к разуму и «Я», который существенно отличается от такового у Декарта. Во мне же живет четкое картезианское представление о моем «Я»: «Я думаю, поэтому я существую», с которым никак не удается расстаться.

Ниже идут пунктики о взглядах Пирса, которые я выписал по мере чтения статьи

Cornelis de Waal, Science Beyond the Self: Remarks on Charles S. Peirce’s Social Epistemology, Cognitio, São Paulo, v. 7, n. 1, p. 149-163, jan./jun. 2006

Статья находится в открытом доступе — PDF (English)

http://revistas.pucsp.br/index.php/cognitiofilosofia/article/view/13591

Утверждение истинно, а рассматриваемый объект реален, если к этому выводу пришло сообщество людей, рассматривающих данный вопрос в пределе бесконечно длинного исследования.

Наука социальна на двух уровнях: методы науки социальны и факты науки социальны.

Научный факт не следует смешивать с ментальными состояниями ученого.

Есть вещи, которые не зависят от «Я» или группы ученых, и именно это обстоятельство приводит к тому, что в конечном итоге мнения конвергируют.

Разница с Декартом. У Декарта «Я» может самостоятельно найти истину. У Пирса путь к истине возможен только через взаимодействие разных «Я». Возможности познания индивидуального «Я» у Пирса крайне ограничены.

Сознание развивается на пути взаимодействия тела с внешним миром.

Появление «Я» как следствие ошибок. Ребенку говорят, что печь горячая и ее нельзя трогать. Ребенок не верит, трогает печь и обжигается. На этом пути у ребенка фиксируется «Я», которое ошиблось.

Исследование — это не процесс самореализации, напротив это процесс самоотречения (self-abnegation).

Пирс отвергает психологический подход к разуму, как чему-то связанному с внутренними чувствами.

Разум не связан только с человеком.

Мысль не есть субъективный акт мышления, мысль есть объективное содержание мышления. Предположим, что компьютер докажет математическую теорему, напечает доказательство теорему на бумаге и затем эта бумага сгорит. Тем не менее, в этом процессе согласно Пирсу присутствовали мысли.

Мысли писателя находятся в его книгах, а не в мозге писателя.

Личность — это разум, чьи части скоординированы между собой особым путем.

Группа людей могут быть одной личностью.

Мышление не происходит полностью внутри индивидуального организма.

Человек — это сообщество клеток, которое само по себе является клеткой в социальном организме.

См. также

Отрывки статьи Пирса Закрепление верования http://olgaw.livejournal.com/105669.html

Классификация наук по Пирсу

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/82152.html


Comments are closed.