Джотто и ростовщик

Реджинальдо Скровеньи был известным ростовщиком в Падуе. В Божественной комедии Данте встретился с ним в седьмом круге аде (песнь семнадцатая, «Свинью, чреватую и голубую» является описанием герба семьи Скровеньи):

«Один, чей белый кошелек являл
Свинью, чреватую и голубую,
Сказал мне: «Ты зачем сюда попал?

Ступай себе, раз носишь плоть живую,
И знай, что Витальяно, мой земляк,
Придет и сядет от меня ошую.

Меж этих флорентийцев я чужак,
Я падуанец; мне их голос грубый
Все уши протрубил: «Где наш вожак,

С тремя козлами, наш герой сугубый?».
Он высунул язык и скорчил рот,
Как бык, когда облизывает губы.»

Сын Реджинальдо, Энрико Скровеньи также был удачным банкиром и ростовщиком. Он однако не горел желанием попасть ад и с этой целью заказал семейную капеллу, где должен был покоиться его сакрофаг. Для росписи капеллы был приглашен Джотто, бывший в то время уже известным художником. Для исключения всяких сомнений на фреске Страшный суд был изображен сам Энрико Скровеньи, который передает капеллу в дар церкви. Видно, что ангелы благосклонно принимают дар Энрико.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ea/Cappella_Scrovegni_enrico.jpg/640px-Cappella_Scrovegni_enrico.jpg

Фрагмент хорошо показывает нехитрую логику средневековых взаимоотношений. Все понимали, что избежать искушения в бизнесе практически невозможно. Но с другой стороны, все также понимали, что деньги после смерти уже не играют такой роли, как при жизни. Поэтому использование части денег на создание прекрасного всем шло на пользу: люди имущие получали уверенность при переходе в мир иной, церковь получала новые и красивые церкви, художественная интеллигенция была при деле и явно не оставалась в накладе. Важно отметить, что при этом потомки получили прекрасную культурную ренту. Просто непонятно, против чего так протестовал Лютер.

P.S. Для посещения капеллы в Падуе надо покупать билет заранее: время посещения стоит на билете, опаздывать нельзя. Пятнадцать минут отводится на установление температурного режима (в это время показывают фильм про капеллу), пятнадцать минут отводится на осмотр самой капеллы.


Comments are closed.