Оперантное научение и естественный отбор

Книга Джерри Фодора и Массимо Пиателли-Палмарини «В чем ошибся Дарвин»  (Jerry Fodor, Massimo Piattelli-Palmarini, What Darwin Got Wrong) начинается с главы, где рассматривается сущность теории естественного отбора. Авторы замечают, что теория оперантного научения (Operant Сonditioning) Б. Ф. Скиннера по структуре идентична теории естественного отбора. В настоящее время теория оперантного научения отвергнута. Это вызывает вопрос, можно ли отвергнуть теорию оперантного научения и оставить в силе теорию естественного отбора. Хочу напомнить, что авторы поддерживают идею эволюции в целом, но они считают, что естественный отбор не может рассматриваться в качестве каузального механизма эволюции. Ниже краткий конспект первой главы книги.

Авторы начинают с того, что вначале рассматривают теории оперантного научения и естественного отбора как черные ящики и показыват, что с этой точки зрения обе теории выглядят практически одинаково.

Естественный отбор как черный ящик. Вход задается распределением фенотипов в поколении N. Выходом является распределение фенотипов в поколении N+1.

Оператное научение как черный ящик. Определим психологический признак по Скиннеру как ассоциация стимул-реакция. Психологический профиль будет тогда определяться распределением ассоциаций стимул-реакция. Входом будет начальный психологический профиль, выходом психологический профиль, полученный в ходе подкреплений.

При рассмотрении обоих черных ящиков используются одни и те же ограничения, что подчеркивает практическую идентичность обоих теорий.

1) Итеративность. Выходы в обоих ящиках становятся входами и процесс повторяется. Это означает, что обе теории требуют определенного начального состояния. Для начала естественного отбора требуются репликаторы с признаками, посредством которых происходит отбор; в оперативном научении предполагается, что при рождении любой стимул может вызвать любую реакцию.

2) Влияние экзогенных признаков (environmentalism). В обоих теориях абстрагируются разница между организмами в рассматриваемых популяциях и предполагается, что основную роль в переходе из одного состояние в другое играет внешняя среда. Другими словами, эндогенные процессы внутри организма по сути дела игнорируются. Один последователь Скиннера даже утверждал, что можно научить червяков английскому языку.

3) Градуализм. Обе теории предполагают постепенность изменений: в естественном отборе распределение фенотипов меняется постепенно, в оперативном научении психологический профиль непрерывно меняется под действием подкреплений.

4) Монотонность. При постоянной экологии отбор более или менее монотонно увеличивает приспособляемость.  Аналогично психологический профиль монотонно улучшается в рамках постоянных подкреплений. Обе теории можно назвать однофакторными. При эволюции отбор играет решающую роль при формировании распределения фенотипов, при оперантном научении эту роль играет вознаграждение и наказание.

5) Локальность. Ничто не влияет на отбор кроме взаимодействия организма и окружающей среды. Ничто не влияет на обучение кроме подкреплений поведения организма.

6) Отсутствие разума (Mindlessness). На поведение человека могут повлиять ментальные репрезентации (ментальная или интенциональная каузальность). Естественном отборе отвергает интенциональная каузальность  — в случае естественного отбора отсутствует агент, производящий отбор. Скиннер также отверг интенциональную каузальность, поскольку он исходил из бехевиоризма.

Теперь давайте посмотрим, что находится в черных ящиках. Если их открыть, то можно увидеть, что обе теории внутри содержат по сути дела только случайный генератор признаков и затем фильтр, который отбирает случайно сгенерированные признаки. Разница наблюдается в том, как работает фильтр. В случае оператного научения работа фильтра объясняется законом ассоциаций,  согласно которому внешние подкрепления приводят к целенаправленному изменению психологического профиля. В случае естественного отбора объяснение работы фильтра отсутствует.

Это приводит к разным заключениям. Теория Скиннера отвергается, поскольку отвергается закон ассоциаций. В случае же естественного отбора получается что без объяснения работы фильтра теория естественного отбора является пустой (empty).

См. также

Сайт с хорошим описанием идей Скиннера:

http://www.skinner.psy4.ru/index.htm

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/94410.html


Comments are closed.