Мир получается, когда Бог вычисляет и размышляет

При поиске в Интернете откликов научного сообщества на работы Тегмарка наткнулся на книгу Михаила Хеллера Фундаментальные объяснения Вселенной (M. Heller, Ultimate Explanations of the Universe), где в свою очередь увидел чудную цитату Лейбница, вынесенную в заголовок. Как пишет Хеллер, Лейбниц написал это утверждение на полях в Диалогах:

Латынь: Cum Deus calculat et cogitationem exercet, mundus fit.

Английский перевод: When God calculates and thinks things through, the world is made.

Ссылочка: http://lt-jds.jinr.ru/record/52098/ (Первая глава в pdf запряталась между первой и второй частью книги.)

Книга состоит из трех частей. В первой части рассматривается история космологических моделей в двадцатом веке. Написано четко, простым и доступным языком. Мне нравится исторический подход к изложению научных проблем. Во второй части рассматривается антропный принцип, тонкая настройка вселенной и параллельные вселенные, также в историческом контексте. Михаил Хеллер относится к параллельных вселенным добродушно. Он говорит, что физики-космологи в настоящий момент в параллельных мирах находят вдохновение (инспирацию). Я ощутил, что я в своих заметках был не справедлив к Тегмарку, я ведь ни в коей мере не хотел лишать его права на вдохновение. Третья часть книги посвящена теологии создания вселенной, где значительную часть занимает описание теологических взглядов Ньютона и Лейбница.

Оказывается еще Ориген на вопрос, что делал Бог до создания нашей вселенной, отвечал, что до этого Бог создавал другие вселенные. Поэтому параллельные миры, если присмотреться, вовсе не чужды христианству. Точка зрения, что до создания нашей вселенной Бог создал ад, чтобы сажать туда тех, кто будет пытаться узнать, что было до создания мира, является частным мнением Августина. В третьей части Михаил Хеллер также обыгрывает удивительную эффективность математических построений физиков. С его точки зрения это явно не спроста.

Книга завершается псевдо-Дионисием и его негативной (апофатической) теологией: человеку не дано познать Бога, человек может только узнать то, чем Бог не является. Это напомнило мне высказывания из эволюционной психологии о том, что мозг охотников и собирателей не способен понять устройство вселенной. Вот, проницательные теологи уже давным-давно поняли это обстоятельство. Михаил Геллер тем не менее подает вывод в своем добродушном тоне: для того, чтобы найти фундаментальное объяснение, нам вначале надо определить, что такое объяснение. Трудности возникают уже на этом пути.

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/98983.html

По-английски: https://groups.google.com/forum/#!topic/everything-list/qhAdnnaOHXc


Comments are closed.