Причинность по Коллингвуду

Комментарии к

http://dralkin.livejournal.com/109363.html

————————

Самую интересную теорию каузальности я видел у Коллингвуда в его An Essay on Metaphysics. Коллингвуд замечает, что каузальность имеет три разных значения:

1) Человек вызывает реакцию другого человека (каузальность в историческом смысле).

2) Человек вызывает изменения в окружающей его среде (каузальность в смысле прикладных наук).

3) Физическое событие вызывает другое физическое событие (каузальность в смысле фундаментальных наук).

Далее он подробно разбирает смысл трех случаев, причем он отмечает, что в последнем случае определение каузальности сталкивается с серьезными трудностями. В настоящее время почему то при обсуждении каузальности рассматривается только третий случай, а про первые два все забывают.

————————

Насколько я помню, у него не было сравнения с Аристотелем. Причины Аристотеля однако были скорее в духе фундаментальной науки, поскольку они распространялись на весь мир.

Коллингвуд же вначале определяет свое видение метафизики. У него метафизика сводится к обратной задаче: из набора утверждений, принятых в данном обществе, метафизик должен вывести абсолютные предпосылки, на которых этот набор утверждений основан. Причем в данном контексте метафизика становится исторической наукой, поскольку набор абсолютных предпосылок по ходу истории меняется. Интересно отметить, что по Коллингвуду смена набора абсолютных предпосылок соотвествует смену формации общества.

Его анализ причинности построен в рамках его концепции. Он говорит, что первые два случая прекрасно анализируются, в третьем случае одни проблемы. Вы хороши их сформулировали. Пример Коллингвуда горение бикфордова шнура перед взрывом. Он пишет, что найти каузальность в данном процессе очень сложно.

————————


Comments are closed.