«Научные войны»: 18-ый век

Вольное изложение лекций 6 — 8 курса Стивен Голдман, Научные войны: Что знают ученые и как они это узнают (Steven L. Goldman, Science Wars: What Scientists Know and How They Know It).

Голдман уделил восемнадцатому веку три лекции. В первых двух он рассказал о рефлексии философов восемнадцатого века о знании, найденном Ньютоном: Локк, Беркли, Юм, Кант. Далее Голдман рассмотрел влияние законов Ньютона на общество восемнадцатого века (прогресс, век разума, просвещение).

Британский эмпиризм восемнадцатого века: Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм.

Локк хотел объяснить, как возможно познание в духе законов Ньютона в рамках эмпиризма. Локк отверг врожденные идеи Декарта — у Локка разум представляет собой чистую доску, на которой идеи формируются путем чувственного восприятия и опыта. Восприятия отражают первичные и вторичные качества объектов. В то время как первичные качества существуют в объектах (протяжение, форма, плотность и др), вторичные (цвет, звук, вкус и др.) существуют только в восприятии. По Локку универсальное, необходимое и определенное знание возможно об отношениях между идеями разума. Однако по Локку идеи появляются под воздействием внешних объектов и поэтому он на этом основании доказывал, что внимательная рефлексии позволяет нам узнать о существовании внешних объектов, между которыми происходят определенные взаимодействия. Знание, полученное Ньютоном, по Локку является менее определенным, чем чисто математическое знание, но тем не менее оно вполне достаточно для наших необходимостей.

Беркли увидел опасность механической и материалистической картины мира в том, что она способствует развитию атеизма. Как следствие он атаковал само понятие материи. Беркли показал, что материя как таковая является метафизическим понятием и невозможно в рамках эмпирического метода узнать что-то о чистой материи: если вторичные качества не существуют, то первичные качества тем более не существуют.

Юм является примером восстания земных гигантов против богов. Юм убедительно доказал, что на пути эмпирического метода в духе Локка универсальное, необходимое и определенное знание невозможно. Юм атаковал причинность — причинность существует только в разуме и невозможно перейти от причинности, создаваемой разумом, к причинности между природными явлениями.

Следует отметить, что Юм был энтузиастом механики Ньютона и законы ассоциаций идей Юма можно рассматривать как первый перенос идей механики на область разума. Тем не менее, Юм был представителем академического скепцитизма — человек не в состоянии достичь знание богов Платона, у Юма человеческое знание принципиально носит вероятностный характер.

Кант в начале своей карьеры был натурфилософом. Кант не был согласен с точкой зрения Ньютона, что для поддержания стабильности Солнечной системы было необходимо постоянное вмешательство бога. Под влиянием книги Томаса Райта Теория Вселенной, Кант написал книгу Всеобщая естественная история и теория неба. В ней Кант предложил свою теорию создания Солнечной системы из пылевого облака. Млечный путь был скоплением звезд, вокруг которых вращались свои планеты, Вселенная была бесконечной и состояла из множества галактик наподобии Млечного пути. Звезды рождались и умирали.

Кант вначале был убежден в достижении истинного знания на пути применения механики Ньютона. Его изначальная логика была связана с аргументом подтверждение следствием. Так Кант предсказал период обращения Сатурна вокруг своей оси равный шести часам (современное значение десять часов). Далее Кант говорил, что если наблюдения покажут истинность его предсказания, то это доказывает правильность теории. Аргумент подтверждение следствием является нарушением формальной логики и это должно было быть известно Канту. Однако если нельзя, но хочется, то …

После прочтения работы Юма Кант понял, что он глубоко не прав. Новым решением проблемы достижения знания богов явилась коперниковская революция Канта в философии. Как Коперник поменял роль Земли и Солнца, Кант поменял роли познающего разума и познаваемого мира. До Канта философы считали наше чувственное восприятие пассивным.  Кант же сказал, что разум играет активную роль в формировании наблюдаемого нами окружающее мира. Кант ввел в обиход так называемые синтетические априорные суждения — высказывания о мире, которые истинны априори без опоры на органы чувств.

Пространство и время по Канту формируется разумом по вшитым в нас правилам, которые мы не в состоянии изменить. Мы можем воспринимать мир только в рамках евклидовой геометрии, другого нам не дано. Механика Ньютона является универсальным, подлинным и истинным знанием, поскольку так работает разум.

Цена за достижения знания богов: мы не в состоянии познать вещь в себе. Голдман в этом отношении обсуждает вопрос, в чем же разница между точками зрения Канта и Юма: как бы отнесся Юм к Критике чистого разума, если он бы дожил до времени ее публикации? Принял бы Юм книгу Канта как опровержение его идей или как подтверждение?

Законы механики Ньютона оказали огромную роль на образованную европейскую публику. Они показали, что возможно достичь истинное знание новым путем (аргументы Юма замечены не были). Для этого не надо опираться на религиозные откровения, путь к знанию не зависит от происхождения и открыт для всех.

Поиск законов природы и опор на науку во всех областях от психологии до экономики (книга Томаса Пейна Век разума бестселлер):

  • Монтескьё: научный анализ социальных отношений и институтов (по сути дела основание социологии).
  • Американские революционеры: создание оптимальной формы правительства и общества на основе разума.
  • Этьен Бонно де Кондильяк: «механика» разума (см. также законы ассоциации Юма).
  • Анн Робер Жак Тюрго: применение математики при принятии политических решений.
  • Адам Смит: теория экономики.

В заключение Голдман однако отмечает,что при обсуждении связки наука — секулярность невозможно сказать, что в те времена являлось причиной, что следствием. Реформация привела к ситуации когда христиане, опирающиеся на одни и те же священные книги, не могли договориваться между собой мирно. В результате европейские государства оказались втянутыми в кровопролитные религиозные гражданские войны. С этой точки зрения стремление к истинному знанию, не основанному на священных книгах, могло быть причиной научной революции семнадцатого века.

См. также

«Научные войны»: Лекция 1
«Научные войны»: 17-ый век
«Научные войны»: 19-ый век
«Научные войны»: 20-ый век

Гипотеза Канта: http://www.sai.msu.su/ng/solar/solar_hystorySS_kant.html

К. К. Лавринович. Космогоническая гипотеза И. Канта — Сущность и методология.

Дэвид Юм: Природа всегда гораздо сильнее принципов

Матрица епископа Беркли

Ньютон, Бог и стабильность солнечной системы

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/104832.html


Опубликовано

в

©