«Научные войны»: 20-ый век

Краткое изложение лекций 12 — 24 курса Стивен Голдман, Научные войны: Что знают ученые и как они это узнают (Steven L. Goldman, Science Wars: What Scientists Know and How They Know It). Вторая половина курса посвящена 20 веку. Четыре лекции посвящены первой половине двадцатого века, три лекции книге Томаса Куна «Структура научных революций» и работам, идейно связанным с книгой Куна, три лекций собственно тому, что назвали «научными войнами». Последние две лекции посвящены разумному замыслу и границе науки.

В целом мне крайне понравился курс лекций. Стивен Голдман собрал вместе интересные материалы, которые дают интересный взгляд на то, что называют научным методом. Историческая перспектива показывает, что каждое поколение мыслителей снова и снова возвращается к проблеме объективности и истинности, пытаясь решить неразрешимую проблему знания, поставленную еще Платоном. Помимо прочего курс лекций дает богатый фактический материал для доведения до ручки знакомых научных работников, которые убеждены в истинности и объективности научного знания. Тем не менее, следует отметить, что позиция Голдмана близка к позиции здравого смысла: мы не можем достичь знания в смысле богов Платона, однако не надо делать из этого трагедии.

Первая половина двадцатого века

Ирония судьбы начала двацатого века. В девятнадцатом веке наука достигла больших высот и новые технологии привели к существенному улучшению уровня жизни. Тем не менее в начале двадцатого века в рамках теории относительности и квантовой механики было показано, что физические теории девятнадцатого века ошибочны.

Анри Паункаре: объективная реальность соответствует внутренней гармонии мира. Наше знание гармонии возможно в рамках математики, которая представляет собой удобный язык для описания реальности.

Перси Бриджмен (Percy Bridgman): операционализм. Научная концепция задается путем операций для проведения измерений. Научное знание есть набор концепций, который используется для объяснения, предсказания и контроля наблюдаемого человеком мира.

Бертран Рассел: поиск объективного знания в рамках элементарных фактов.

Позитивизм и логический позитивизм.

Защита объективности знания со стороны коммунистов. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм. Во времена Сталина учебники по теории относительности и квантовой механики должны были сопровождаться предисловиями, где говорилось, что соотвествующие теории всего лишь дают удобное математическое описание (аналогия с предисловием Озиандера к книге Коперника О вращении небесных сфер).

Джон Дьюи (John Dewey): прагматизм. Знание трактуется как вера в то, что определенные действия ведут к определенным эффектам.

Альберт Эйнштейн и Нильс Бор. Спор о квантовой механики и пределах знания.

Социология знания:

  • Карл Маннгейм (Karl Mannheim). Идеология и утопия. Мышление всегда носит идеологический характер. Для Маннгейма однако математика и наука были исключением из правила.
  • Роберт Мертон (Robert Merton). Социальный факторы влияет на научную практику. Однако содержание науки еще не подвергалось сомнению.
  • Джон Бернал (J. D. Bernal). Современная наука является продуктом капитализма.
  • Людвик Флек (Ludwik Fleck). Возникновение и развитие научного факта. Пример сифилиса (1500 — 1900), как социальное устройство влияло на научную концепцию сифилиса как болезни.

Структура научных революций

Публикация книги Куна была похоже на взрыв бомбы в интеллектуальной американской жизни. Стивен Голдман тем не менее отмечает, что в целом идеи, высказанные Куном, были уже известны. Вопрос в этой связи — почему именна книга Куна вызвала такой резонанс? Кун оказался в правильном месте в правильное время и это осознал?

Майкл Полани: наука как искусство. Для работы в науке требуется знание, получаемое неявным путем. Сходство взглядов Полани и Куна.

Norwood Russell Hanson: нейтральное наблюдение без влияния теории невозможно.

Проблема тех, кто не согласен со мнением большинства. Следует ли сказать, что они мыслят иррационально или следует признать рациональность их аргументов?

  • Хэлтон Арп: известный астроном, который выступал против теории Большого взрыва.
  • Томас Голд (Thomas Gold): газ и нефть постоянно образуются глубоко внутри Земли. Луна покрыта толстым слоем пыли. Теория работы внутреннего уха.
  • Milford H. Wolpoff: человечество произошло во многих регионах Земли (не только в Африке).

Israel Scheffler: критика книги Куна. Книга разрушает традиционные западные ценности и ведет к взгляду на науку как борьбу кланов.

Поль Фейерабенд. Более радикальная критика объективности научного знания. Истина неотделима от идеологии.

Мишель Фуко (Michel Foucault) и Жак Деррида. Объективное знание в принципе невозможно, знание — это только интерпретация.

Научные войны конца двадцатого века

Атака со стороны гуманитариев

Jerome Ravetz, 1971, Scientific Knowledge and Its Social Problems. Наука как ремесло.

STS: science-technology-society.

Социология науки: изучение ученых в рамках этнографического метода.

Steve Woolgar and Bruno Latour, 1979, Laboratory Life.

Karin Knorr-Cetina, 1981, The Manufacture of Knowledge: An Essay on the Constructivist and Contextual Nature of Science.

Социальный конструктивизм: научная истина является продуктом социального института со всеми вытекающими последствиями.

Harry Collins, 1985, Changing Order. 2005, Gravity’s Shadow.

Andrew Pickering, 1984, Constructing Quarks.

Bruno Latour, 1987, Science in Action.

Защита объективности знания со стороны философов

Carl Hempel: как работает научное объяснение.

Уиллард ван Орман Куайн: следует натурализовать эпистемологию. Наука о познании как часть психологии.

Эволюционная эпистемология (Donald Campbell). Мы выжили, поэтому наше знание верно.

Hilary Putnam, Nelson Goodman, Ronald Giere, and Philip Kitcher — нео-объективизм.

Ответная атака против зарвавшихся гуманитариев

Silvan Schweber and Yves Gingras. Критика книги Pickering, Constructing Quarks (обзор книги опубликован в Social Studies of Science, цитадели социального конструктивизма).

Alan Bloom, 1988, The Closing of the American Mind. Атака на постмодернизм.

E. D. Hirsch, 1987, What Every American Needs to Know. Атака на релятивизм.

Alain Renaut, 1989, The Era of the Individual. Защита права человека на автономию от общества. Направлено против антидемократичных идей Фуко и Дерриды.

Paul Gross and Norman Leavitt, 1994, Higher Superstition: The Academic Left and Its Quarrels with Science. 1997, The Flight from Science and Reason. Критика социального конструктивизма и постмодернизма.

Alan Sokal, 1997: Обманная статья в Social Text. Цель — показать безграмотность гуманитариев. Книга Fashionable Nonsense с той же целью.

Контратака

Mara Beller, Physics Today. Статья, где собраны высказывания основателей квантовой механики, которые напоминали высказывания, против которых выступал Сокал.

David Mermin, Physics Today. Статья, где показывается, что высказывания гуманитариев о науке, цитированные в книге Сокала, в рассматриваемом контексте вполне правомерны.

См. также

«Научные войны»: Лекция 1
«Научные войны»: 17-ый век
«Научные войны»: 18-ый век
«Научные войны»: 19-ый век

Пол Фейерабенд: см. мои заметки http://blog.rudnyi.ru/ru/tag/feyerabend, также обсуждение http://egovoru.livejournal.com/74310.html

Хэлтон Арп: Еретик двадцатого века

Этнографическое исследование научных сообществ, см. также цитаты из книги Karin Knorr Cetina.

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/105677.html


Comments are closed.