Лима-де-Фариа о человеке и об обществе

Я бегло просмотрел книгу А. Лима-де-Фариа Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. Я напишу про саму книгу отдельно. Ниже цитаты из книги про человека и общества.

«Общественное поведение млекопитающих отчасти регулируется химической информацией и установлением репродуктивной иерархии. У млекопитающих и человека средствами коммуникации служат феромоны.»

«Широко исследовались химические сигналы у человека (Forsyth, 1985). Был проведен опыт для сравнения обоняния у мужчин и женщин. Оказалось, что женщины в сто раз чувствительнее мужчин к запаху экзалотида — соединения, близкого по химической структуре к летучему мужскому половому секрету, и эта чувствительность максимальна в период овуляции. У женщин с удаленными яичниками способность различать этот запах полностью пропадает, но восстанавливается после инъекций женского полового гормона — эстрогена. В моче человека найден андростерон, близкородственный половым феромонам человека.»

«Могут возразить, что в этом контексте следует рассмотреть психологические, исторические и политические факторы. Их, однако, также можно будет свести к физико-химическим процессам по мере того, как мы будем знать о них больше. Ограничимся следующим примером.

Спрос на продукты питания и снабжение ими лежат в основе создания новых сообществ людей. Голод в Европе в начале века заставил многих ее жителей иммигрировать в Америку. Наличие пахотных земель и характер имеющихся продуктов питания — одна из причин сохраняющегося и поныне расслоения общества.

Как было описано в гл. 14, простейшие — амебы — существуют раздельно или агрегируют, образуя сообщество клеток. Амебы питаются бактериями и при изобилии последних остаются изолированными. Если же источник питания иссякает, то амебы: 1) мигрируют; 2) самоорганизуются в скопление строго определенной формы; 3) выполняют различные функции в новообразованном клеточном сообществе в соответствии с последовательностью присоединения к нему (Sussman, 1964; Воппег, 1983). Европейцы, поселившиеся в районе Нью-Йорка, и те, кто достиг Среднего Запада, специализировались в различных отраслях деятельности. С самого начала представители первой группы занялись в основном торговлей и стали работать в промышленности, тогда как вторые занялись фермерством. Как видно, в этом отношении люди недалеко ушли от простейших. В обоих случаях возможности пропитания регулируют миграцию и род функции, а также определяют характер сообщества.

Следует подчеркнуть, что я не утверждаю, будто сообщества людей и животных идентичны. Я лишь пытаюсь заложить основы физико-химического подхода, который помог бы лучше понять механизмы образования и развития человеческого общества.»

«Сообщества животных и человека поддерживаются как целостные системы с помощью физических и химических коммуникационных механизмов и процессов сборки, но составляющие их индивидуумы сохраняют свою автономию и отстаивают ее, противопоставляя себя группе, как это бывает при революциях, миграциях в другие страны и формировании отдельных сообществ.»

«Главная заслуга автоэволюционизма состоит в том, что он предлагает рассматривать социальные взаимодействия не как продукт случайных событий и абстрактных ситуаций, но как упорядоченные явления, уходящие своими корнями в чисто физические и химические процессы взаимодействий и сборки.»

«Когда комбинаторные процессы будут детально изучены, кажущиеся разрывы между человеком и млекопитающими, животными н растениями, бактериями и кристаллами, макромолекулами и элементарными частицами исчезнут, уступив место единому взгляду на всю Вселенную.»

«Сообщества животных и человека создаются путем самосборки организмов, точно так же, как организмы образуются путем самосборки клеток.»

«Этика, как любой другой биологический феномен, имеет физико-химическую основу. Бороться за справедливость а стремиться к истине человека побуждают физико-химические сигналы, возникающие в его организме.»

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/110726.html

https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/742009625933459


Comments are closed.