Я искал, переведена ли антидарвиновская статья Чернышевского на английский язык. На этом пути я нашел две статьи James Allen Rogers, в которых представлено отношение российских интеллектуалов девятнадцатого века к Дарвину (в том числе там изложена позиция Чернышевского).
В статье была описана интересная деталь российского образования того времени: как оказалось, в России классичесое образование использовалось в реакционных целях. Роджерс видит в этом иронию, поскольку в западной Европе классическое образование служило гуманистическим идеалам. Вот, прекрасный пример того, что немцу хорошо, то русскому смерть.
С дарвинизмом же получилась такая история. Вначале радикально настроенные российские интеллектуалы были в восторге от теории Дарвина и она получила признание в России даже раньше, чем ее признали прогрессивно настроенные граждане западной Европы. Однако далее на повестку дня российских граждан всплыл социальный дарвинизм: можно ли использовать теорию Дарвина для описания и построения социального общества. Вот тут-то после некоторых колебаний российские интеллектуалы сказали дружное нет социальному дарвинизму, что, по всей видимости, послужило основанием для измнения позиции к исходной теории Дарвина. Роджерс отмечает в этой связи, что позиция радикальных и консервативных российских интеллектуалов в отношении к социальному дарвинизму была едина: российский климат явно не способствует идеям социального дарвинизма.
См. также
Чернышевский и Хамерофф: Эволюция довольства жизни и радости