Биологи — крайне интересный объект исследования. Приведу ниже выдержки из трех работ доктора биологических наук, профессора биофака МГУ Олескина Александра Владимировича.
- А. В. Олескин, Биополитика, 2006 (книга).
- А. В. Олескин, Социализм с точки зрения биополитики.
- А. В. Олескин, Биосоциальность одноклеточных.
Книга Биополитика
http://biopolitika.ucoz.ru/index/0-5
Предисловие
«Настоящее учебное пособие концентрирует внимание на одном из важнейших аспектов миссии биологии в современном мире – на ее социально-политических приложениях.»
«Концепции и факты современной биологии позволяют по-новому взглянуть на вопросы о месте и роли человека в планетарном многообразии живого (биоса), на нормы и рамки его допустимого поведения по отношению к этому многообразию, на сходство человека и других форм живого в плане потребностей, поведения, даже социальных отношений и структур – и в то же время на уникальность человека и его роли в мире. Биологические знания помогают нам в выработке новой системы этических и политических идей и ценностей, применение которых должно способствовать преодолению идеологического вакуума и политической апатии.»
«Биология в то же время сообщает нам важную конкретную информацию о путях налаживания международных отношений, смягчения агрессии и политических конфликтов, налаживания межународной кооперации.»
Введение
«Биополитика представляет собой результат двух характерных для сегоднящней культуры процессов – социализации и гуманитаризации биологии и в то же время определенной биологизации социальных и гуманитарных наук с включением биологического знания в их орбиту.»
«Решается, например, вопрос, подготовила ли биологическая эволюция человека к агрессии или к кооперации с себе подобными, к жизни при жестком иерархическом или демократическом и даже эгалитарном (уравнивающим социальные ранги индивидов) режиме.»
‘Этот «стержень» заключается в особом внимании к явлению биосоциальности – стремлению биологических систем к объединению с формированием систем более высокого порядка. Биосоциальность лежит в основе объединения бактерий, муравьев, рыб, обезьян в колонии, семьи, группы и др. (в биосоциальные системы). Какую бы грань биополитики мы ни взяли, можно показать, что её сторонники имеют в виду тот или иной аспект эволюционно-консервативных (сохраняемых в ходе эволюции от амёбы до человека) аспектов биосоциальных систем, что позволяет распространять биологические знания о них на человеческий социум с его политическими системами.’
«Биополитику следует рассматривать в контексте более широкого предметного поля, а именно гуманитарной биологии, охватывающей все возможные вклады современных наук о живом в области наук о человеке и социуме, независимо от того связаны они с политикой или нет.»
Социализм с точки зрения биополитики
http://biopolitika.ucoz.ru/publ/socializm_s_tochki_zrenija_biopolitiki/1-1-0-48
«В настоящем сообщении в краткой форме рассматривается вопрос о соотношении биополитики и социализма. Данная проблематика или не затрагивается зарубежными биополитиками, или же они de facto выступают как апологеты капиталистической системы.»
«В биополитической и антропологической литературе распространена точка зрения, что многие первобытные общества были эгалитарными. Это означает преобладание горизонтальных отношений (взаимопомощь) над вертикальными (господство, подчинение), а также уважение к правам и свободам индивида, его мнению, самой индивидуальности.»
‘В той мере, в какой первобытный эгалитаризм отражён в наших генах, жёстко иерархические общества цивилизованного времени представляются определённым насилием над эволюционно-биологической стороной природы человека, «социальной клеткой», порождающей у человека неизбежный стресс.’
‘Довольный оскал капиталиста-эксплуататора, провернувшего успешную сделку с наивным клиентом – поведенческая реакция совсем другого типа, скорее связанная с агрессивной мимикой, демонстрируемой также и самцами-«киллерами» шимпанзе во время рейда вглубь территории, занятой другой «мегакоалицией» шимпанзе, с целью убийства максимального количества этих «чужаков».’
‘Однако, в данном случае духовное пересекается с биополитическим. Воистину, современная социальная система должна мыслиться в рамках сложного комплекса различных факторов и уровней человеческой природы. Учёт «особых интересов» всех этих уровней – от эволюционно-биологического до духовного – одна из предпосылок гармоничного развития и процветания великой страны под названием Россия.’
Биосоциальность одноклеточных
http://biopolitika.ucoz.ru/publ/3-1-0-18
«Примечательно, что аналоги социальных феноменов наблюдаются не только у различных свободноживущих одноклеточных организмов (грибов, микроводорослей, простейших, бактерий), но также и у клеток в составе тканей многоклеточных растений и животных.»
‘Автор данной работы определяет биосоциальные системы как «объединения особей, характеризующиеся коммуникацией, афилиацией и кооперацией между ними». Приложимо ли это определение к миру одноклеточных существ и, в особенности, к империи Prokaryota? В свете всего сказанного выше ясно, что бактериям не чужда избирательная афилиация с изоляцией от «чужих» (не относящихся к колонии, биопленке, флоку), кооперация, а также коммуникация, причем межклеточный матрикс создает условия для селективности коммуникации – ее адресаты ограничены объемом собственной надклеточной системы.’
‘Однако, в целом среди одноклеточных существ и, в особенности, прокариот, более распространен эгалитарный сценарий биосоциальной организации, подобный сетевым структурам человеческого социума. Причем, отсутствие единого управляющего центра не препятствует функционированию развитой системы координации социального поведения по крайней мере у некоторых исследованных микробных биосоциальных систем.’
‘Из всего сказанного вытекает существенный теоретический потенциал исследований социальных взаимодействий и структур микроорганизмов. В первую очередь подчеркнём, что возникла почва для плодотворного взаимодействия между микробиологией и социальными и гуманитарными науками. «Коллективные» свойства микробных популяций позволяют в известной мере сопоставлять их не только с сообществами высших животных, но и даже с человеческим социумом в рамках биополитического подхода.’
‘Так, характерный для биополитики сравнительный подход к поведению человека и других живых существ – в том числе и одноклеточных – побуждает к поиску у последних аналогов социального поведения и даже политической деятельности.’