Квантовая натурфилософия в исламе

В лекция по истории науки услышал, что у арабов было два течения натурфилософии. Одно (фалсафа) связано со знакомыми именами Авиценны (Ибн Сина) и Аверроэса (Ибн Рушд). Истоки фалсафы лежат в греческой натурфилософии Платона и Аристотеля. Однако, как оказалось, параллельно в рамках калам (рациональная теология) развивалась атомистическая натурфилософия, когда отвергалась бесконечная делимость как пространства, так и времени.

Интересно отметить, что если атомизм Демокрита, Эпикура и Лукреция был основой атеизма, то в исламском мире атомизм использовался как рациональное доказательство существования бога в рамках монотеизма.

Грубо говоря, арабы интерпретировали свою версию атомизма в рамках окказионализма. Мир рассматривался как последовательность событий, между которыми однако не было причинно-следственной связи. В предыдущешм событии была одна конфигурация атомов, в следующем стала другая. Почему? Потому что бог создает вселенную в каждой момент заново. Почему мы наблюдаем причинность? Потому что бог, хотя он и всемогущ, следует привычкам.

Естественно, что в те времена существовало много разных взгядов, и что в настоящее время у разных профессоров нет согласия по поводу того, что хотели сказать разные представители калама (см. статью Ибрагима, где утверждается, что связь квантовой натурфилософии с окказионализмом неправомерна). В любом случае крайне интересная информация: это было мое первое знакомство с атомизмом в исламе.

Информация

Lawrence M. Principe, History of Science: Antiquity to 1700 (История науки: от античности до 1700 года). Лекция 16, Alchemy, Medicine, and Late Islamic Culture.

Также: История науки как история натурфилософии
Многомировая интерпретация в средние века
Джон Ди: Магия в истории науки
Позвольте мне пригласить вас на вскрытие женского трупа
Галилей в современной истории науки

Arabic and Islamic Natural Philosophy and Natural Science
http://plato.stanford.edu/entries/arabic-islamic-natural/

A. I. Sabrа,  The Simple Ontology of Kalām Atomism: An Outline, Early Science and Medicine, Vol. 14, No. 1/3, (2009), pp. 68-78.
http://www.jstor.org/stable/20617778

Тауфик Ибрагим, Мусульманский атомизм как строгий финитизм, Вопросы философии, 2014, N 6, c. 142 — 153.
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=982

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/127882.html


Comments are closed.