Позвольте мне пригласить вас на вскрытие женского трупа

Тома Диафуарус (Мольер, Мнимый больной)

«Позвольте  мне  также,  с разрешения вашего батюшки,  доставить  вам  развлечение  и  пригласить  вас, сударыня, на вскрытие женского трупа, которое состоится на днях: я буду  там давать объяснения.»

Как оказалось, во времена без Интернета, радио и телевидения люди ходили развлечься в анатомический театр. Ниже цитаты на эту темы из нескольких статей.

http://www.practicum.org/images/stories/_TEORIA/Anatomia/Anatom_Teatr/web/anatom_studio_006.jpg

Дмитрий Михель, Власть, знание и мертвое тело: историко-антропологическии анализ анатомических практик на западе в эпоху ранней современности, Логос # 4-5 2003 (39)
http://www.ruthenia.ru/logos/number/39/16.pdf

«В наиболее развитых странах Запада этой эпохи обычным местом для них были анатомические театры. Они были распространены не повсеместно, но, прежде всего, в Италии и Нидерландах, а также, хотя и значительно реже, в Англии и Франции. В Монпелье такой театр появился в 1556 году, в Лондоне — 1557, Пизе — 1569, Ферраре — 1588, Базеле — 1589, Падуе — 1594, Болонье — 1595. Самые знаменитые анатомические театры находились в Нидерландах: с 1597 года в Лейдене, 1614 — Дельфте, 1619 — Амстердаме.»

«… самым посещаемым местом анатомических вскрытий в Париже был Жарден дю Руа (Королевский Сад). По воспоминаниям главного королевского хирурга Пьера Диони, который с 1673 по 1680 годы проводил там публичные анатомические уроки, их посещало 400—500 человек одновременно.»

«Вскрытия тел проходили в зимнее время года и растягивались на несколько дней. С учетом того, что рассечения человеческих тел сопровождались еще и экспериментами с животными, счет времени представления мог идти уже на недели. Было ли анатомирование научным событием? Скорее, оно было изощренной церемонией, в которую были вовлечены сотни людей. Эти церемонии обычно начинались процессией медицинского факультета, которую продолжало шествие отцов города, светских и церковных властей.»

«Эра публичных анатомических театров была достаточно долгой. В Италии и Нидерландах она охватила около четырех столетий — с пятнадцатого по восемнадцатый. Но пик их популярности приходится на семнадцатый век. Именно в это время они расширяются в архитектурном плане, их посещает широкая общественность, светские власти проявляют заботу об их содержании. Анатомические театры дают представления, смысл которых не всегда однозначен. Проводимые в них уроки почти не отвечают исследовательским целям науки. Они сообщают обществу о бренности индивидуальной жизни и о всемогуществе власти над смертью ее врагов.»

«Говоря об анатомии на Западе в Новое время, мы должны различать между собой понятия анатом и хирург. Под именем анатомов с самого средневековья выступают университетские профессора анатомии, принадлежавшие к корпорациям врачей медицинских факультетов. В публичных анатомических театрах анатомы, возвышаясь за кафедрой, читают лекции для аудитории, вступают в дискуссии с искушенными в философии и теологии профессорами других факультетов, отвечают на вопросы художников и юристов, и, наконец, комментируют действия тех, кто непосредственно занят рассечением трупов, т. е. прозекторов. Прозекторы не имеют статуса анатомов, они принадлежат к сословию хирургов.»

‘В век Просвещения порог чувствительности многих людей переменился. Зрелище публичных казней, как и анатомические вскрытия, перестают привлекать массы народа. Возникло ощущение, что мертвое тело «говорит» исключительно от имени Старого порядка, при котором в мире безраздельно хозяйничали смерть и насилие. Наступающий Новый порядок не мог терпеть этой откровенности. Поэтому когда осенью 1786 года Гете приехал в Болонью и увидел там в картинах Гвидо прославление «анатомического театра, эшафота и живодерни», это ввергло его в неприятное чувство. На исходе XVIII столетия на смену публичным анатомическим урокам пришли концертные залы, драматические и оперные театры, художественные галереи.’

Груздева Е. Н. Анатомический театр Академии наук (по документам СПФ АРАН)
http://www.ranar.spb.ru/rus/books6/id/570/

Должен заметить, что согласно статье в России анатомический театр играл достаточно ограниченную роль. Такого размаха как в западной Европе не явно было.

«Первые анатомические театры появились в Европе в XV-XVI вв. и стали специфическим явлением культуры XVII в. Знакомство русских с анатомическим театром состоялось в 1698 г. в Лейдене во время Великого посольства Петра I в Голландию. Потом царь лично слушал лекции по анатомии, брал уроки у Фредерика Рюйша в Амстердаме. Ради развития российской науки и просвещения народа царь повелел использовать европейский опыт и создать подобные зрелища в российских столицах.»

«В Санкт-Петербурге анатомический театр был учрежден при Академии наук и первоначально располагался на первом этаже в бывшем дворце Прасковьи Федоровны (с 1725 г. отошедшем к Академии). Для работы в нем был приглашен из Германии анатом Иоганн-Георг Дювернуа, приехавший с учеником физиологом Иосией Вейтбрехтом.»

В заключение ссылочки на прекрасно иллюстрированную статью об анатомических театрах в трех частях:

Анатомический театр представляет. Часть 1

Анатомический театр представляет. Часть 2

Анатомический театр представляет. Часть 3

Информация

Исходная информация:

Lawrence M. Principe, History of Science: Antiquity to 1700 (История науки: от античности до 1700 года). Глава 32, Mechanism and Vitalism

Также: История науки как история натурфилософии
Квантовая натурфилософия в исламе
Многомировая интерпретация в средние века
Джон Ди: Магия в истории науки
Галилей в современной истории науки

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/129365.html


Comments are closed.