Джон Ди: Магия в истории науки

В современной истории науки магия уже не представляется свидетельством отсутствия критического мышления. Более того, считается что увлечение магией во времена возрождения сыграло даже положительную роль в развитии натурфилософии, то есть науки.

Вот как писал про магию Агриппа Неттесгеймский (1486 — 1535) в своей работе «О тайной философии» («De Occulta Philosophia»):

«Магия обнимает собою глубочайшее созерцание самых тайных вещей, знание всей природы. Она учит нас, в чем вещи различаются одна от другой и в чем они согласуются. Отсюда происходит ее чудесное действие, так как она сочетает различные силы и всюду связывает низшее с силою высшего; поэтому магия есть совершеннейшая и высшая из наук, высокая и священная философия, венец благороднейшей философии. Как всякая истинная философия, она разделяется на физику, математику и теологию. Физика учит нас о природе вещей, существующих в мире, об их причинах, действиях, времени и месте, о явлениях, о совокупности и частях. Математика учит нас познавать природу в трех протяжениях и наблюдать движение небесных тел. Наконец, теология учит нас, что такое Бог, душа, разумные существа, ангелы, демоны и религия. Она учит нас, какие есть священные установления, обряды и таинства. Наконец, она учит о вере и чудесах, о силе слов и знаков, о священных операциях и таинствах печатей. Магия соединяет в одно целое эти три науки и дополняет их, почему она по праву с древнейших времен называется высочайшей и священнейшей из наук. Если кто хочет заниматься этой наукой, будучи неопытен в физике, неискушен в математике и несведущ в теологии, то он не поймет смысла магии, ибо магия сама не выводит ничего и нет такого действительного магического произведения, которое бы не находилось в связи с названными тремя науками».

В лекции про магию рассказывалось о трех известных представителей тех времен, связанных с магией: Агриппе Неттесгеймском, Парацельсе и Джоне Ди. Я поискал в Рунете информацию о последнем, поскольку помимо прочего меня заинтересовал рассказ об получении информации Джоном Ди от ангелов.

den-king переделал в ЖЖ свою статью о Джоне Ди. Статья прекрасно написана и оформлена — советую прочитать. Приведу несколько цитат:

«При жизни Джон Ди будоражил европейские умы похлеще, чем Нострадамус и Леонардо да Винчи.»

«Елизавета была женщиной суеверной; так, она позволила короновать себя лишь через несколько месяцев после восшествия на престол, приурочив коронацию к дате, обозначенной доктором Ди в гороскопе.»

«Но он действительно интересовался механикой и, будучи еще подростком, собрал летающего механического жука для театральной постановки.»

‘Режим дня юного Ди просто невероятен: оставляя четыре часа в сутки на сон и два — на еду и развлечения, Джон отводит на занятия… 18 часов! Вычитается лишь время на молитву (вопреки всем россказням о «дьявольщине», Ди всю жизнь был достаточно набожным человеком).’

‘Тогда же Ди проявляет интерес к астрономии; в том же 1546 году он, девятнадцатилетний бакалавр, издает свои «Эфемериды». В башне колледжа им было сделано более тысячи наблюдений.’

‘В Париже 23-летнего магистра перехватили коллеги и упросили дать публичную лекцию. Она состоялась в Реймсе и длилась… три дня. То был открытый курс по Эвклиду — «Математика, физика и пифагорейство». Наплыв слушателей превзошел все ожидания — одних парижских студентов собралось почти четыре тысячи!’

‘Тем временем Ди окончил еще две монографии: «Причина приливов и отливов» и «Философские и политические события и имена небесных астеризмов».’

‘В том же году Ди познакомился в Лондоне с Джероламо Кардано: Ди и Кардано вместе занимались проблемой вечного двигателя, а также изучением драгоценного камня, якобы имевшего волшебные свойства.’

‘У Ди был особый дипломатический паспорт, верительные письма королевы в посольства крупнейших стран Европы и пара слуг-курьеров вкупе с лошадьми и экипажем. Свои отчеты о поездках он подписывает символом «007»!’

‘В Москву суждено будет отправиться только его сыну, Артуру, практикующему хирургу.
С 1627 он станет лейб-медиком русского царя Михаила Фёдоровича, около пятнадцати лет проживёт в особняке у Ильинских ворот и войдет в российские анналы, как Артемий Иванович Дий…’

В Рунете также доступен текст книги Ди Иероглифическая Монада. Книга написана в виде теорем. Приведу первые две

«Теорема I. Наиболее простое представление и пример изображения всех вещей являют собой прямая линия и круг, независимо от того, существуют ли вообще эти вещи, или же они скрыты под покровом Природы.»

«Теорема II. Нельзя искусственно создать круг, не используя линию, и создать линию, не используя точку. Таким образом, лишь благодаря точке и Монаде все вещи начинают проявлять себя как таковые.»

С первой теоремой просто нельзя не согласиться. Вторая уже не столь понятна. Для понимания последующих теорем, по всей видимости, надо находиться в особом состоянии духа.

Информация

Исходная информация:

Lawrence M. Principe, History of Science: Antiquity to 1700 (История науки: от античности до 1700 года). Глава 19, Renaissance Natural Magic

Также: История науки как история натурфилософии
Квантовая натурфилософия в исламе
Многомировая интерпретация в средние века
Позвольте мне пригласить вас на вскрытие женского трупа
Галилей в современной истории науки

Описание жизни Джона Ли

http://den-king.livejournal.com/120822.html

http://den-king.livejournal.com/120861.html

http://den-king.livejournal.com/121280.html

Джон Ли, Иероглифическая Монада

См. также

Мои впечатления от книги Фрэнсис Йейтс, Джордано Бруно и герметическая традиция:

Магические миры Джордано Бруно

Про гороскоп Кеплера для Валленштейна:

Кеплер и Валленштейн

Про необычные увлечения Ньютона. Как заметил Кейнс, «Ньютон был не первым из века разума, а последним из магов».

Картина мира Ньютона

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/128918.html


Comments are closed.