Суверенный Бог и законы природы

При рассмотрении законов природы возникают следующие вопросы:

  • Почему существуют законы природы?
  • Почему законы природы выражены математическими уравнениями?
  • Почему законы природы связаны с необходимостью?

Концепция законов природы появилась в ходе научной революции семнадцатого века. Историк Питер  Харрисон рассматривает появление идеи законов природы в статье Развитие концепции законов природы, где описывает, как основоположники научного метода давали ответы на эти вопросы с привлечением христианской теологии.

Порядок в средневековой вселенной

  • Во многом основан на идеях Аристотеля.
  • Фома Аквинский: ‘Порядок, который внедрен в природу Богом’.
  • Существуют исключения из правила, например рождение ребенка с шестью пальцами.
  • Разделение натурфилософии и математики в духе Аристотеля: математика, созданная людьми, не может использоваться для объяснения причин в реальном мире.
  • Математика использовалась для описания феноменов, например, движения планет из звезд. Тем не менее, это не считалось каузальным объяснением.
  • Математика допускалась к использованию в астрономии, оптике и механике (смешанная математика, mixed mathematical sciences). Речь однако шла о правилах вычисления, а не о законах природы.
  • По Аристотелю искусственное отличается от естественного. Изготовление машин относилось к искусству и на этом пути вполне можно было использовать математику. Природа же рассматривалась как организм, а не как машина.
  • Понятие естественный закон использовалось при рассмотрении морали.

Математические законы природы во времена научной революции

  • Всемогущество Бога ставило под вопрос независимость аристотелевского мироздания от Бога.
  • Христианский платонизм принес веру в реальность математических соотношений.
  • Математика как продукт божественного разума.
  • Поведение искусственного вполне можно перенести на естественное, поскольку и то, и другое можно отнести к божественным артефактам.
  • Космос как машина, созданная Богом, на основе математических законов.
  • Порядок вносится во вселенную извне, порядок уже не является внутренней частью вселенной.
  • Атомизм принес концепцию инертности природы. Только Бог вносит каузальность в инертную материю. Распространение идей окказионализма (картезианцы, Николя Мальбранш), которые позволяли примирить атомизм и христианскую теологию.
  • Кульминация в работе Иссака Ньютона Математические начала натуральной философии. Теперь математика служит основой натурфилософии.
  • Математические законы наложены на природу непосредственно суверенным Богом.

В статье много цитат, я только переведу выразительное высказывание Кеплера из книги Тайна мироздания (Mysterium Cosmographicum):

‘В этих главах я восстанавливаю против себя физиков [то есть натурфилософов], поскольку я вывожу естественные свойства планет из нематериальных вещей и математических фигур. … Я хочу коротко ответить следующим образом: нельзя запретить Богу-Творцу в придании полномочий и назначении сфер по отношению к вещам, которые являются нематериальными или основаны на воображении, поскольку Бог является разумом и делает то, что он захочет.’

В заключение статьи идет обсуждение того, каким образом математические законы природы продолжили свою жизнь после отделения их от воли Бога. Харрисон отмечает:

‘наука, поскольку она предполагает реальность математических законов, действует в рамках молчаливого теистического допущения о природе вселенной.’

Информация

Harrison, Peter. «The development of the concept of laws of nature.» In Creation: law and probability (2008): 13-36.

К теме:

Физик Пол Дэвис о законах природы: Законы физики, реальность и монотеизм

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/172070.html


Comments are closed.