Призрак града Божьего, бродящего по руинам метафизики

Этьен Жильсон в книге Дух средневековой философии приводит примеры того, что немало концепций пришло в философию нового времени от схоластов, а не от древних греков. Приведу ниже одну цитату по поводу универсального духовного сообщества.

‘Христиане именно поэтому знали такие добродетели — например смирение, — которым трудно было бы найти место в системе греческих добродетелей, что древние полагали в основание своей морали прежде всего требования человеческой социальной жизни, в которой усматривали конечную цель. Христиане, напротив, ориентировались в своей социальной жизни на более высокую общность, нежели общность людей между собой: на возможною общность наделенных разумом творений со своим Творцом. То, что вообще не существовало для греков, становится необходимым основанием христианской жизни. Признание божественного суверенитета и абсолютную зависимость творений — вот, что такое смирение; и оно же выступает фундаментальным законом того, что св. Фома энергично именует «республикой людей под главенством Бога». Известно, насколько обязаны этой идее понятия «республике идей», «вечного сообщества», или «царства целей» в философии Лейбница, Мальбранша, Конта и Канта; мечта об универсальном сообществе, чисто духовном по своей сущности, есть не что иное, как призрак Града Божьего, бродящий по руинам метафизики.’

Следует, тем не менее, отметить, что общность цели не мешало тому, что христианский мир делился и делится на недружелюбно относящиеся друг к другу общности. Хотя, такое отношение к единой цели также унаследовано. Если я мечтаю об идеальном духовном сообществе, то в нем могут находиться только те, кто согласны со мной.

Информация

Этьен Жильсон, Дух средневековой философии, Пер. с французского Г. В. Вдовиной, 2011. стр. 497 — 499 (Книга вышла на французском языке в 1932 году).

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/174428.html


Comments are closed.