Поиск чисел в мозге

В журнале Phil. Trans. R. Soc. B вышел номер, посвященной проблеме поиска происхождения численных способностей человека. Из любопытства я выбрал статью со звучным названием Поиск чисел в мозге. Статья вышла под рубрикой мнения, но ее автором является ученый с крайне хорошими показателями согласно Google Scholar: Чарлз Галлистел.

Автор статьи не сомневается, что в мозге животных можно обнаружить числа. Статья начинается с громкого утверждения:

‘Поведенческие и электрофизиологические данные в настоящее время убедительно установили существование чисел в мозге животных от насекомых до человека.’

Соотвествующая структура мозга получила название нумерон (numeron) и статья посвящена рассуждениям о том, как таковая структура могла бы выглядеть и где ее следует искать.

Большая часть статьи посвящена описанию цифровой бинарной системе счисления, поскольку предполагается, что в мозге числа могут храниться только в таком виде. Переведу только одно утверждение о том, что ИТ специалистам следует учиться у природы:

‘Когда компьютерные специалисты установили архитектуры памяти с произвольным доступом, они заново изобрели колесо. Эволюция использовала этот принцип уже миллиарды лет до этого. ‘

После рассмотрения представления и операций с бинарными числами начинается самое интересное — поиск нумерона в мозге. Вначале рассматривается возможность хранения нумерона на системном уровне (нейронные цепи и пластические синапсы). Галлистел приходит к неутешительному выводу:

‘я не спосособен себе представить как можно было бы выполнить такую схему. Первый вопрос на который нужно было бы дать ответ: как можно хранить числа в пластических синапсах в вычислительно доступном виде? Уже на этом этапе мои умственные способности буксуют.’

Поэтому поиск ведется далее на уровне клетки. Ищется молекулярная структура, которая позволяет хранить цифровые бинарные числа. Что походит на эту роль? Правильно — полинуклеотиды. Именно они выдвигаются на роль хранения чисел в мозге. В заключение предполагается существование молекулярного механизма, которые может взять два полинуклеотида и далее даже выполнить определенную логическую операцию над этими нумеронами.

В общем:

‘Пришло время для серьезного поиска чисел в мозге.’

C. R. Gallistel, Finding numbers in the brain, Phil. Trans. R. Soc. B 2018 373 20170119

Содержание номера журнала, посвященного теме The origins of numerical abilities