Пригожин о Пирсе

Илья Пригожин в 1988 году написал предисловие к изданию работ Пирса на немецком языке. Пригожин был рад предложению написать предисловие, но он скромно отмечает, что не является специалистом по философии Пирса. В предисловии разыгрывается сюжет о противоречии между классической физикой и теорией эволюции:

‘Ученые девятнадцатого века столкнулись с проблемой. Либо им надо было отказаться от классического идеала естественных наук, воплощенных в завершенном синтезе Ньютона и Лапласа динамики детерминистической и обратимой модели. Либо было необходимо отречься от важных фактов эволюции и отклонить очаровательную гипотезу «выживания наиболее приспособленных».’

Далее Пригожин кратко рассматривает работы Больцмана (хотел стать Дарвином в физике) и Бергсона (время в механике не совпадает с временем в сознании человека) по пути разрешения озвученного конфликта. Это позволяет подчеркнуть Пригожину гениальность Пирса, который решительно отверг мир классической механики в пользу эволюционных идей, хотя в те времена не было известно никаких экспериментальных фактов, на которые Пирс мог бы опереться.

Пригожин особо отмечает принцип Пирса, что в основе мира лежит вероятность (тихизм), и то, что Пирс правильно отмечал как отрицательную, так и положительную роль необратимости. В заключение Пригожин озвучивает свою позицию, что в науке требуется использовать как детерминистические, так и стохастические модели.

Добавлю, что эволюция по Пирсу отличается от эволюции по Дарвину. Для этого приведу цитату с описанием доктрин эволюции Пирса из Универсальной энциклопедии Кирилла и Мефодия:

‘Для описания принципов эволюции универсума Пирс создает три доктрины: тихизм (от древнегреческого слова — случай, фортуна), синехизм ( — непрерывный, постоянный) и агапизм ( — любовь). Тихизм утверждает, что Вселенная обладает свободой выбора законов, фатальная необходимость в природе отсутствует, случай определяет разнородность и разнокачественность вещей, саморазвитие приводит к устойчивости. Синехизм означает, что развитие непрерывно разворачивается от хаоса к космосу, от несуществующего к существующему, универсум структурируется, предметы обнаруживают тенденцию к повторению, все стремится обрести привычное устройство. В соответствии же с агапизмом, универсальной движущей и направляющей силой эволюции выступает любовь, из-за чего все объекты стремятся друг к другу и совершенствуются.’

Я бы сказал, что доктрину тихизма можно считать подтвержденной экспериментально, поскольку при переходе от квантового к классическому миру с неизбежностью возникает стохастичность. Я не видел пока ни одной интерпретации квантовой механики, в которой удалось бы избежать появления стохастичности в этом случае. Например, в многомировой интерпретации стохастичность связана с тем, что наблюдатель не знает, в какой из вселенных он оказывается.

В целом противоречие, отмеченное Пригожиным, осталось практически без изменений. Физики находят решение в том, что биология сводится к физике. В этом случае эволюция мира является одинаковой как до, так и после возникновения жизни: мир переходит из предыдущего в последующее состояние по законам физики. Физики не отрицают возникающую стохастичность, связанную с квантовой механикой, но они в любом случае считают биологию эффективной наукой. Другими словами, для физиков естественный отбор не является фундаментальным законом и таким образом описание на фундаментальном уровне в нем не нуждается. Я бы сказал, что Больцман, похоже, был первым и последним физиком, который хотел стать Дарвином в биологии.  Правда, одна из современных интерпретаций квантовой механики называется «квантовым дарвинизмом», но ее связь с теорией естественного отбора в биологии остается открытой.

Биологи, с другой стороны, не замечают конфликта. В силу специфики биологического образования они считают, что можно вполне совместить направляющую роль естественного отбора с законами физики.

Информация

Charles S. Peirce, Naturordnung und Zeichenprozess, Schriften über Semiotik und Naturphilosophie, 1988, Ilya Prigogine, Vorwort, S. 7-10.

Пирс посвятил эволюции статью «Эволюционная любовь«.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/211150.html


Comments are closed.