Эмоции: дело ясное, что дело темное

  • Эмоции: дело ясное, что дело темное
  • Как проверить, могут ли пчёлы впадать в пессимизм?
  • Сартр: Сознательное и бессознательное
  • Сартр: Эмоция как магическое превращение мира
  • Блуждающий нерв и доброжелательность

03.10.2014

Решил послушать, что умные люди говорят про эмоции. На эту тему как раз есть курс лекций Роберта Соломона ‘Страсть: Философия и интеллект эмоций‘.

Лекции произвели приятное впечатление. Отсутствует нейромания, которая уже надоела. Автор считает, что физиология и нейрофизиология важны сами по себе, но в рассматриваемой теме особой роли не играют. Из нейрофизиологов упоминается только Antonio Damasio в связи с его гипотезой о связи рациональности и эмоций. В целом позиция автора лекций по отношению к сознанию похожа на экстернализм — эмоции у него выступают как способ взаимодействия человека с миром (engagement with the world).

По ходу курса автор опирается на философские взгляды в отношении эмоций Аристотеля, Ницще, феноменологию (Хайдеггера) и экзистенциализм (Сартра). Правда это происходит по ходу дела, последовательно история рассмотрения эмоций философами не разбирается.

Курс состоит из трех частей. Вначале последовательно рассматриваются важные эмоции (злость, страх, любовь, жалость, сопереживание, гордость, стыд, зависть, ревность, возмущение, месть, горе). Следует отметить, что автор разделяет чувства (feeling) и эмоции (emotion). Чувства — краткосрочные состояния человека, более близко связанные с физиологией. Эмоции же согласно автору более долгосрочные состояния, которые, как например любовь, могут продолжаться всю жизнь.

Во второй части автор предлагает свой взгляд на эмоции. Он начинает с рассмотрения взглядов Джеймса и Фрейда и далее излагает свою концепцию, которая подчеркивает рациональность эмоций и рассматривает эмоции как суждения. При этом автор говорит, что разделение эмоций на положительные и отрицательные относительно: и те, и другие важны в рамках взаимодействия человека с миром. Заканчивается вторая часть рассмотрением связи между эмоциями и ответственностью. С точки зрения автора человек контролирует и управляет своими эмоциями. Он не согласен с утверждением, что рефлексия убивает эмоции: согласно автору рефлексия усиливает эмоции.

В третьей части разбирается связь эмоций и этики, эмоций и личности. Рассматривается вопрос, являются ли эмоции универсальными или же эмоции зависят от культуры. В заключение обсуждается связь между эмоциями, юмором и музыкой.

В целом курс оставляет несколько странное впечатление. Можно сказать так, можно сказать этак. Автор сам подчеркивает связь между эмоциями и человеческим языком. Без описания своего внутреннего состояния в рамках языка вряд ли можно найти столько много разных эмоциональных состояний. Такая неоднозначность в гуманитарных науках всегда меня раздражала. Однако сейчас мне такой подход к жизни даже начинает нравиться. Наверное старею.

Информация

Robert C. Solomon, Passions: Philosophy and the Intelligence of Emotions

Дополнительная информация

Майкл Полани: Страстность научного познания: Цитаты из книги. Полани считает, что науку невозможно отделить от страсти, овладевающей ученым при поиске истины.

Раздел ‘Знание — это страсть‘ в заметке Чарльз Сандерс Пирс, или Оса в бутылке. Выразительная цитата Роберта Музиля.

01.07.2016 Как проверить, могут ли пчёлы впадать в пессимизм?

Берем группу пчёл и проводим ассоциативное обучение: запах CS+ сопровождается награждением, запах CS- наказанием. Затем делим пчёл на две группы. Одна группа встряхивается, другая является контрольной. Встряхивание имитирует нападение барсука на пчелиный улей. После этого проводится проверка на восприятие запаха пчелами, когда помимо чистых запахов пчёлам дается смесь CS+ и CS-. Обращаем внимание как реагирует на смесь запахов контрольная группа пчёл и группа, подвергшаяся встряске. Если контрольная группа идентифицирует смесь запахов скорее как ожидание награды, а группа после встряски скорее ожидает после смеси запахов наказание, то делается вывод, что пчёлы действительно могут впадать в пессимизм.

На видео два биолога рассказывают про такую логику. Самое интересное как выглядело обучение и встряска пчёл на практике. Проведение обучения — 1m36s, встряска — 2m18s. Меня даже в большей степени потрясла именно такая методика обучения и встряски. Можно задуматься о том, что чувствовали пчёлы во время обучения и возникла ли у пчёл во время встряски ассоциация с нападением барсука.

Переводу последний параграф из статьи:

‘При использовании лучших современных критериев для оценки эмоций животных, то есть, серии изменений в физиологии, поведении и в особенности когнитивных искажений (cognitive biases) мы показали, что возбужденные пчёлы демонстрируют отрицательное эмоциональное состояние. Хотя результаты не позволяют нам сделать какие-либо выводы о присутствии в пчелах отрицательных субъективных чувств, они ставят вопрос о том, как мы определяем наличие эмоцией в любом животном, отличным от человека (any nonhuman animal). С точки зрения логики было бы непоследовательно одновременно утверждать, что присутствие пессимистических когнитивных смещений у собак и крыс доказывает наличие у них страха, и отрицать такое заключение в случае пчёл.’

Вот так-то. Против науки не попрешь.

Melissa Bateson, Suzanne Desire, Sarah E. Gartside, Geraldine A. Wright, Agitated Honeybees Exhibit Pessimistic Cognitive Biases, Current Biology, Volume 21, Issue 12, 1070 — 1073, 2011.

Обсуждение статьи, где выводы авторов в целом приветствуются.

Michael Mendl, Elizabeth S. Paul, Lars Chittkaemail, Animal Behaviour: Emotion in Invertebrates? Current Biology, Volume 21, Issue 12, pR463–R465, 2011.

‘Означает ли это, что у пчел есть эмоциональные состояния в смысле сознательного ощущения чувств? Этот вопрос также трудно ответить, как и в случае позвоночных. В самом деле вывод о сознательном ощущении эмоций из наблюдаемого поведения проблематичен даже в случае людей.’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/128659.html

26.10.2014 Сартр: Сознательное и бессознательное

К вопросу, кто кого контролирует сознательное бессознательное или наоборот, сравним две ситуации.

1) Я смотрю на текст, появляющийся на экране моего компьютера, когда я печатаю текст вслепую. В данном случае по идее следует сказать, что я не контролирую осознанно движение моих пальцев.

2) Я смотрю на текст появляющийся на экране компьютера моего коллеги. Я осознанно вижу как движение его пальцев, так и появляющийся текст.

Несмотря на неосознанное движение моих пальцев в ситуации 1), следует сказать, что я контролирую появляющийся текст в 1) и не контролирую появляющийся текст в 2).

Жан-Поль Сартр, Очерк теории эмоций, 1948 (пишущая машинка заменена мною на компьютер)

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/66193.html

18.10.2014 Сартр: Эмоция как магическое превращение мира

Жан-Поль Сартр, Очерк теории эмоций, 1948

‘Психология является дисциплиной, которая претендует на то, чтобы быть позитивной, т е. она хочет иметь своим источником исключительно опыт.’

‘В результате оказывается, что психология, поскольку она считает себя наукой, может дать только некую сумму разнородных фактов, по большей части никак не связанных друг с другом. Что может быть более различным, чем учение о стробоскопической иллюзии и о комплексе неполноценности? Этот беспорядок не случаен, а проистекает из самих принципов психологической науки. Ожидать факт — это значит, по определению, ожидать нечто изолированное, это значит предпочитать, в соответствии с позитивистской установкой, случайное существенному, возможное необходимому, беспорядок порядку Это значит принципиально отбросить сущность в будущее: «Это потом, когда мы соберем достаточно фактов». Психологи действительно не отдают себе отчета в том, что, нагромождая случайности, так же невозможно достигнуть сущности, как невозможно прийти к единице, бесконечно добавляя цифры справа от 0,99. Если их целью является только накопление частичных знаний, то сказать тут нечего; просто не видно, что за интерес в этой работе коллекционера.’

‘Теперь мы можем понять, что такое эмоция. Это превращение мира. Когда намеченные пути становятся слишком трудными или когда мы не видим пути, мы не можем больше оставаться в этом мире, столь требовательном и трудном. Все пути перекрыты, однако нужно действовать. Тогда мы пытаемся изменить мир, т. е. пережить его, как если бы отношения вещей к их потенциальным свойствам регулировались не детерминистскими процессами, а магией. Нужно понять, что речь идет не об игре: мы здесь загнаны в тупик, и мы бросаемся в это новое отношение со всей силой, которой мы располагаем. Нужно понять также, что эта попытка, как таковая, не является сознательной, потому что тогда она была бы объектом размышления. Она есть, прежде всего, принятие новых отношений и новых требований. Просто поскольку принятие объекта невозможно или оно вызывает невыносимое напряжение, сознание принимает его или пытается принять иначе, т. е. оно преобразует себя именно для того, чтобы преобразовать объект.’

‘Нужно отметить, что те несколько примеров, которые мы только что привели, далеко не исчерпывают всего разнообразия эмоций. Может быть множество других страхов, других печалей. Мы утверждаем только, что все они сводятся к конституированию магического мира с помощью нашего тела как средства волшебства.’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/64919.html

21.11.2025 https://evgeniirudnyi.livejournal.com/425546.html

31.05.2010 Блуждающий нерв и доброжелательность

По материалам Die Zeit Wissen 3/2010, Professor Teddybär (Профессор Мишка)

Профессор Dacher Keltner изучает эмоции человека и говорит, что можно выделить более 30000 выражений лица. Проф Keltner убежден, что люди доброжелательны от Природы и он показывает, что доброжелательность может быть связана с блуждающим нервом (n.vagus). В статье говорится, что Steven Porges первым выдвинул тезис, что блуждающий нерв играет важное значение для социальной жизни.


Опубликовано

в

©

Метки: