К стадиям развития науки

Мой комментарий к

Фальшивый Недоносчик Лжи и Истинный Носитель Истины
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1854276.html

Я бы добавил к вашему рассмотрению два важных аспекта, отношение к религии и источники финансирования. Очень схематично:

1) На данном этапе важно помнить, что научная революция семнадцатого века произошла под сильным влиянием западного христианства. Соотвественно поиск истины — это по сути дела познание бога. Здесь например полезно посмотреть на известную теологическую дискуссию о боге между Ньютоном и Лейбницом. У них была разные представления о боге.

2) На этом этапе постепенно идея бога заменилась идей законов природы. Если уж бог был, то он создал вселенную по определенным математическим законам и все. Далее он в судьбу своего создания не вмешивался. Истина заключается в познании математических законов, по которым создан мир.

3) Данный этап похож на второй этап, однако важным моментом было отделении церкви от государства. Роль священников заняли ученые.

4) Мечта Фейерабенда про отделение науки от государства начинает сбываться (правда очень медленно и по-моему мы находимся только в самом начале такого пути). Ученые вынуждены зарабатывать себе на пропитание сами, что приводит к изменению их взгляда на окружающий их мир.

В заключение отмечу особенности протекания третьего этапа в СССР. Как отмечали умные советские ученые, наука — это способ удовлетворения личного любопытства за счет государства. Это вызвало стремление многих граждан стать учеными: число ученых в СССР возрастало в геометрической прогрессии. Цитата из

П. А. Ореховского «Роль конфликтов поколений в смене стереотипов поведения господствующей элиты и их влияние на социально-экономическое развитие России»

«Характерное примечание к данной таблице тогдашнего Центрального статистического управления: «В 1940 г. численность научных работников составляла 98,3 тыс. человек. В 1984 г. в СССР насчитывалось около 1,5 млн. человек, или одна четвертая часть всех научных работников мира».

Количественный рост «поголовья» ученых в СССР поражает воображение – за тридцать лет почти в десять раз! И если ещѐ в 1950 и даже в 1960 году это был один из самых привилегированных социальных статусов, как по размеру оплаты труда, так и по символическому капиталу (звание ученого было почѐтно), то в семидесятые научная работа становится массовой профессией, а к 1980 г. – «девальвируется», мало чем отличаясь от звания «инженера».

Понятно, что отдача от советских НИОКР отнюдь не росла такими же темпами, как количество «ученых». Экономический рост СССР в семидесятые годы замедляется, а не увеличивается. Можно сказать, что «ученые» не справились со своей задачей обеспечения технического прогресса, и альтернативным источником роста экономики стали открытые нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири и российского Севера

К этому могу добавить цитату из фильма ‘Взорвать СССР: Ядерный апокалипсис’, которая хорошо показывает, что же получили советские граждане от советской науки:

«С 1965 по 1988 год в разных уголках нашей страны было взорвано 124 атомных заряда вне территории ядерных полигонов СССР. Исключительно в мирных целях. Официально взрывы проводились для нужд сельского хозяйства и промышленности. Какие были последствия? Сегодня о них стараются помалкивать.»

См. также

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/29433.html

Естественно, что ко всяким схемам надо относится осторожно. Жизнь сложнее схем.

Исторических фактов на самом деле немало. Если говорить про научную революцию семнадцатого века, то хорошее описание можно найти в Edward Dolnick, The Clockwork Universe: Isaac Newton, the Royal Society, and the Birth of the Modern World. Там как раз неплохо показана историческая эпоха и идеи, которые подвигли ученых на поиск математических законов. Если хотите, я могу привести другие книги, которые я прочитал про этот период. В целом можно увидеть согласие между разными современными авторами.

Миф про борьбу ученых с церковью (в особенности про Галилея) возник на переходе от второго к третьему этапу. Он возник частично из-за плохого знания истори, частично из идеологической борьбы с религией. Здесь просто можно взять ключевые книги этапа возникновения данного мифа и сравнить с историческими фактами известными в настоящее время.


Опубликовано

в

©