Коллингвуд: метафизика как обратная задача

Мои комментарии к

Методы доказательства в философии
http://ru-philosophy.livejournal.com/1403532.html

7 марта 2013, 19:59:37

Я не философ, но по разным причинам я сейчас смотрю на то, что и как говорят философы. К вашему вопросу по-моему неплохо подходит An Essay on Metaphysics by R. G. Collingwood. Книга написана в конце сороковых годов двадцатого века, когда слово метафизика воспринималось даже в гуманитарных науках как красная тряпка. Что однако в целом неплохо характеризует автора.

В книге Коллингвуд вводит понятие абсолютной предпосылки (absolute presupposition). Это некоторые предположения (аксиомы), которые нельзя доказать, однако на которых построены рассуждения в рамках рассматриваемого сообщества. Соотвественно автор предлагает реформу метафизики в том смысле, что целью метафизики должна была бы вывод абсолютных предпосылок из имеющихся рассуждений.

Как видите, Коллингвуд рассматривает философию в роли решателя обратной задачи: рассмотреть имеющиеся утверждения у данного сообщества и вывести из них аксиомы, на которых рассуждения сообщества основаны. Далее в рамках исторического анализа возможно рассмотреть как абсолютные предпосылки менялись или сравнить абсолютные предпосылки у разных сообществ.

8 марта 2013, 20:13:46

Я думаю, что это тот самый. К сожалению, книга Коллингвуда достаточно редкая даже на английском языке, вряд ли она переведна на русский. Я усышал про Коллингвуда в лекциях Marteen Hoenen. Меня заинтересовало утверждение Коллингвуда о том, что абсолютные предпосылки «Бог существует» и «Законы природы существуют» по сути дела очень похожи.

Если вам нравится логика в рассуждениях, вы можете посмотреть например схоластов, когда логика Аристотеля была в расцвете сил. Интересно отметить, что схоласты утверждали, что обсуждение имеет смысл только в случае, когда люди приняли одинаковые исходные положения. Например в то время было два разных отношения к универсалиям, выраженных в учениях реалистов и номиналистов. В университете в то время можно было найти два философских отделения, одно для реалистов, другое для номиналистов. Дискуссии между ними практически не проводились, поскольку с самого начала реалисты и номиналисты принимали разные положения о мире.

Насколько я слышал, философия Спинозы построена как Евклидова геометрия. Попробуйте, может быть вам понравиться.

 


Comments are closed.