Коллингвуд: метафизика как обратная задача

Мои комментарии к

Методы доказательства в философии
http://ru-philosophy.livejournal.com/1403532.html

____________________

Я не философ, но по разным причинам я сейчас смотрю на то, что и как говорят философы. К вашему вопросу по-моему неплохо подходит An Essay on Metaphysics by R. G. Collingwood. Книга написана в конце сороковых годов двадцатого века, когда слово метафизика воспринималось даже в гуманитарных науках как красная тряпка. Что однако в целом неплохо характеризует автора.

В книге Коллингвуд вводит понятие абсолютной предпосылки (absolute presupposition). Это некоторые предположения (аксиомы), которые нельзя доказать, однако на которых построены рассуждения в рамках рассматриваемого сообщества. Соотвественно автор предлагает реформу метафизики в том смысле, что целью метафизики должна была бы вывод абсолютных предпосылок из имеющихся рассуждений.

Как видите, Коллингвуд рассматривает философию в роли решателя обратной задачи: рассмотреть имеющиеся утверждения у данного сообщества и вывести из них аксиомы, на которых рассуждения сообщества основаны. Далее в рамках исторического анализа возможно рассмотреть как абсолютные предпосылки менялись или сравнить абсолютные предпосылки у разных сообществ.

____________________

Я думаю, что это тот самый. К сожалению, книга Коллингвуда достаточно редкая даже на английском языке, вряд ли она переведна на русский. Я усышал про Коллингвуда в лекциях Marteen Hoenen. Меня заинтересовало утверждение Коллингвуда о том, что абсолютные предпосылки «Бог существует» и «Законы природы существуют» по сути дела очень похожи.

Если вам нравится логика в рассуждениях, вы можете посмотреть например схоластов, когда логика Аристотеля была в расцвете сил. Интересно отметить, что схоласты утверждали, что обсуждение имеет смысл только в случае, когда люди приняли одинаковые исходные положения. Например в то время было два разных отношения к универсалиям, выраженных в учениях реалистов и номиналистов. В университете в то время можно было найти два философских отделения, одно для реалистов, другое для номиналистов. Дискуссии между ними практически не проводились, поскольку с самого начала реалисты и номиналисты принимали разные положения о мире.

Насколько я слышал, философия Спинозы построена как Евклидова геометрия. Попробуйте, может быть вам понравиться.

03.01.2017 Информация про Коллингвуда на русском языке

Робин Джордж Коллингвуд (Robin George Collingwood, 1889 — 1943)

Несколько ссылочек на информацию про Коллингвуда русском языке.

Описание идей Коллингвуда в Новой философской энциклопедии, которое мне понравилось больше всего (автор Ф. H. Блюхер).

http://iphras.ru/elib/1462.html

В статье

К. П. Грушко, Дело жизни (эпистемологическая концепция Р. Дж. Коллингвуда)

в самом начале (раздел 4) описано детство и юность Коллингвуда.

Идеи Коллингвуда об абсолютных предпосылках описаны в статье Тулмина, где сравниваются подходы Коллингвуда и Куна.

С. Тулмин. Концептуальные революции в науке, c. 170-189. В кн. Структура и развитие науки (Из Бостонских исследований по философии науки). Сборник переводов / под ред. Б.Ф. Грязнова, В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1978.

В статье

Киссель М. А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки Нового Времени // Философско-религиозные истоки науки, М., 1997.

использован первый пример метафизического анализа Коллингвуда (существует Бог).

Есть книга

Киссель М. А. Метафизика в век науки: опыт Р. Дж. Коллингвуда. — СПб., 2002. — 304 с

Можно найти гораздо больше информации про Коллингвуда историка, поскольку на русский язык переведены книги

  • Идея истории. Автобиография. М., 1980
  • Принципы искусства. М., 1999

Опубликовано

в

©