Понимание — многозначное слово. В книге В. В. Знакова ‘Психология понимания мира человека‘ предлагается концепция понимания, которую в том числе можно использовать в психологических исследованиях. Интересно отметить, что Знаков считает ‘бессмысленными дискуссии на тему, является ли психология преимущественно естественной или гуманитарной наукой’: ‘Неоднородность мира человека приводит к тому, что естественно-научные методы исследования психики, допустимые и […]

Книга П. П. Гайденко ‘Научная рациональность и философский разум‘ дает хорошую возможность задуматься над тем, что такое рациональность. Исходной точкой служит дух Просвещения: ‘Рационализм XVII — первой половины XVIII вв. исходил из убеждения, что разум мыслит бытие и что в этом и состоит его подлинная сущность, гарантирующая объективность, необходимость научного знания. Согласно этому представлению, принципы […]

В статье Светланы Месяц приведена интересная информация о том, как понятие ‘сознание’ вошло в новоевропейскую философию: ‘Латинское существительное conscientia, давшее начало английскому consciousness, французскому conscience, немецкому Bewußtsein, возникло как перевод греческого συνειδός, означающего, во-первых, знание, разделяемое между собой группой людей, и во-вторых, совесть. Подобно своему греческому оригиналу, conscientia происходит от глагола scire – «знать» и […]

Книга Феликса Хаслера ‘Нейромифология‘ выражает позицию нейроскептиков — людей, которые выступают против громкой шумихи, связанной с исследованиями мозга. Вопрос в том, имеет ли хоть какой-нибудь смысл приставка нейро- в списке дисциплин ниже: ‘На 2012 год можно констатировать существование следующих нейронаук (и это вряд ли полный перечень): нейрофилософия и нейроэпистемология, нейросоциология, нейротеология, нейроэтика, нейроэкономика, нейродидактика, нейромаркетинг, […]

В. П. Визгин в статье ‘Герметический импульс формирования новоевропейской науки: историографический контекст‘ разбирает реакцию историков на книгу Фрэнсис Йейтс ‘Джордано Бруно и герметическая традиция‘. Йейтс выдвинула в начале шестидесятых годов крамольную идею о том, что магико-герметическая традиция сыграла немалую роль в ходе научной революции. ‘Герметизм, или магико-герметическая традиция, ведущая мифологический отсчет своего происхождения от легендарного […]

Содержание статьи Ю. В. Пущаева ‘Конец методологии науки, или Методолог науки как «лишний человек» ‘ в целом неплохо согласуется с моими впечатлениями о состоянии современной философии науки: ‘В статье доказывается, что современный крен в сторону прикладных наук и технологий был заложен в самые основания новоевропейской науки и представляет собой неизбежную и финальную стадию ее развития. […]

На этой страничке собрана краткая информация о Рене Декарте, а затем даны ссылки на другие заметки, связанные с ним и его последователями. 06.09.2022 Шпага философа ‘И вот он [Декарт] нанимает небольшое каботажное судно, чтобы морем добраться до Западной Фрисландии (провинция Нидерландов) — ему хочется ознакомиться с достопримечательностями и этой страны. С ним верный слуга, сопровождающий […]

Философ Кит Франкиш в статье ‘Иллюзионизм как теория сознания‘ представляет свою концепцию сознания: ‘Иллюзионизм утверждает, что феноменальное сознание иллюзорно, поскольку сознательный опыт ошибочно описывается как обладающий феноменальными свойствами. Иллюзионизм заменяет трудную проблему сознания проблемой иллюзии.’ Она противопоставляется радикальному и консервативному реализму в отношении сознания. Под первым понимаются идеи в духе Дэвида Чалмерса (нужна радикальная смена […]