К реформации

Я дослушал курс лекций Brad S. Gregory, The History of Christianity in the Reformation Era (История христианства в эпоху реформации). Автор упомянул, что человечество без знаний истории можно уподобить человеку с болезнью Альцейгемера. .

В конце курса автор поставил вопрос, можно ли сказать, что реформация была успешной. Как на него ответить? По идее, следует встать на позицию людей, начавших реформацию, и рассмотреть итоги реформации с точки зрения поставленной цели ее авторами. Главной целью реформации однако было обретение спасения более правильным путем, поскольку с точки зрения протестантов католическая церковь указывала неправильный путь к спасению. Можно ли в принципе найти ответ на вопрос, удалось ли умеренным и радикальным протестантам достичь своей цели? Или все-таки католики шли к спасению самым правильным путем?

В любом случае после реформации Европа существенно изменилась. Вот например карта, которая показывает распределение конфессий в Европе уже через 35 лет после начала Реформации:

http://cuwhist.files.wordpress.com/2012/01/kish_13_309.gif

Thomas Cahill связывал успех реформации с разными менталитетами Севера и Юга (исходная цитата по-английски North, South, and Slavs, речь идет о времени до реформации)

«Но уже тогда было разделение между северной и южной Европой. Италия к югу от Ломбардии, части Франции, где говорили на провансальском, Испания, Португалия и (в некоторой степени) Ирландия, которая выгляделя как средиземноморский остров случайно попавший в Атлантику —  были чувственны и сексуальны. Когда же человек передвигался в сторону немецких племен, саксов, франков, пруссов, скандинавов, многие удовольствия теряли свою видимую привлекательность. Человек встречал больше молчания, меньше представлений, более строгое чувство порядка, как в личном так и в социальном плане. Человек видел людей, которые возможно никогда после совершеннолетия не раздевались догола. Если вдруг их раздеть, то они выглядели как выщипанные курицы в отличие от солнцелюбивых медно-окрашенных голых представителей Юга. (Сравни смущенные конечности у Адама и Евы датских и фламандских мастеров с праздными обнаженными из Библии, показаннами Микеланджело и его итальянскими коллегами.)»

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/59972.html

См. также

Свобода воли у Эразма и рабство воли у Лютера
От sola scriptura к sola experientia
Критика женщин на руководящих постах в 1558 году
Женский вопрос и начало реформации

См. также

Пиво и реформация:
http://shkrobius.livejournal.com/579028.html?thread=10573524#t10573524


Comments are closed.