К реформации

Я дослушал курс лекций Brad S. Gregory, The History of Christianity in the Reformation Era (История христианства в эпоху реформации). Автор упомянул, что человечество без знаний истории можно уподобить человеку с болезнью Альцейгемера. .

В конце курса автор поставил вопрос, можно ли сказать, что реформация была успешной. Как на него ответить? По идее, следует встать на позицию людей, начавших реформацию, и рассмотреть итоги реформации с точки зрения поставленной цели ее авторами. Главной целью реформации однако было обретение спасения более правильным путем, поскольку с точки зрения протестантов католическая церковь указывала неправильный путь к спасению. Можно ли в принципе найти ответ на вопрос, удалось ли умеренным и радикальным протестантам достичь своей цели? Или все-таки католики шли к спасению самым правильным путем?

В любом случае после реформации Европа существенно изменилась. Вот например карта, которая показывает распределение конфессий в Европе уже через 35 лет после начала Реформации:

http://cuwhist.files.wordpress.com/2012/01/kish_13_309.gif

Thomas Cahill связывал успех реформации с разными менталитетами Севера и Юга (речь идет о времени до реформации)

‘Но уже тогда было разделение между северной и южной Европой. Италия к югу от Ломбардии, части Франции, где говорили на провансальском, Испания, Португалия и (в некоторой степени) Ирландия, которая выглядела как средиземноморский остров случайно попавший в Атлантику —  были чувственны и сексуальны. Когда же человек передвигался в сторону немецких племен, саксов, франков, пруссов, скандинавов, многие удовольствия теряли свою видимую привлекательность. Человек встречал больше молчания, меньше представлений, более строгое чувство порядка, как в личном так и в социальном плане. Человек видел людей, которые возможно никогда после совершеннолетия не раздевались догола. Если вдруг их раздеть, то они выглядели как выщипанные курицы в отличие от солнцелюбивых медно-окрашенных голых представителей Юга. (Сравни смущенные конечности у Адама и Евы датских и фламандских мастеров с праздными обнаженными из Библии, показанными Микеланджело и его итальянскими коллегами.)’

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/59972.html

13.09.2014 Женский вопрос и начало реформации

Мартин Лютер пришел к идеям реформации, когда он находился в монастыре августинского ордена, где он старался достичь идеалов христианства — жизни без греха.  Жизнь монаха всегда считалась более приближенной к такому идеалу, чем светская жизнь.

В монастыре Лютер принимает исповеди многих людей. Лютер также хочет сам сознательно соблюдать все заповеди. Лютер известен тем, что он швырял чернильницу в дьявола, который приходил искушать его.

Лютер был хорошо осведомлен о типичных грехах христиан и своих собственных грехах. Лютер постепенно приходит к убеждению, что исповедь как таковая не может помочь спасению: покаяние в своих грехах не может изменить строгое решение Христа во время второго пришествия.

Рассмотрим заповедь «Не желай жены ближнего твоего». Христос в своих проповедях подчеркивал, что данная заповедь распространяется также на внутренние чувства человека. Если мужчина при взгляде на красивую замужнюю женщину только испытал плотское чувство, то мужчина уже виновен в прелюбодеянии.

Итак, Лютер в своих размышлениях пришел к противоречию, которое требовало решения. С одной стороны есть четкие заповеди, которые порядочный христианин обязан соблюдать, с другой, соблюдать заповеди в буквальном смысле слова просто невозможно.

Решение парадокса у Лютера заключалось в доктрине Только вера. Спасение со стороны человека следует рассматривать как дар Бога, на получение которого поведение человека по сути дела не влияет. В спасение можно только верить.

Отсюда следует, что всякие мероприятия типа жизни в монастыре или целибат спасению не помогают. В 1525 году Лютер женился на бывшей монашке и у них было шесть детей.

Должен отметить, что изложение выше утрировано. Тем не менее, на такие грешные мысли меня навели прекрасные лекции (очень рекомендую):

Brad S. Gregory, The History of Christianity in the Reformation Era (История христианства в эпоху реформации)

Мартин Лютер о сексе и женщинах

Исходные цитаты по-английски.

‘Теперь, к сожалению, это такое отвратительное и безобразное удовольствие, что доктора сравнивают его с эпилепсией или падучей болезнью. Таким образом болезнь связана с самой деятельностью продолжения рода. Мы в состоянии греха и смерти: следовательно мы подвергаемся наказанию, что мы не можем воспользоваться женщиной без ужасной страсти похоти и, если так можно сказать, без эпилепсии.’

‘В этом заключается значение: если ты чувствуешь, что ты смотришь на женщину с дьявольской похотью (что против божьих заповедей), вырви свои глаза или посмотри сердцем, поскольку желание и похоть идет из сердца. Тогда ты поймешь это правильно. Поскольку если похоть уйдет из сердца, твои глаза не будет доставлять проблем. И если ты видишь ту же женщину  теми же телесными глазами без похоти, это то же самое как ее не видеть.’

19.08.2014 Критика женщин на руководящих постах в 1558 году

Прослушал чудную историю про реформацию в Шотландии (Brad S. Gregory, The History of Christianity in the Reformation Era, История христианства в эпоху реформации).

Главный действующий герой — кальвинист Джон Нокс — был удручен слишком большим процентом женщин на руководящих постах в Шотландии и по этому поводу написал памфлет ‘Первый трубный глас против чудовищного режима женщин‘ (John Knox, The First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women, 1558).

‘Ставить женщину на любой руководящий пост над любой областью, нацией, городом, отвратительно, противоестественно, богохульно, это наиболее всего противоречит Божьей воле и здравому порядку, и в конечном счете извращает хороший порядок, все добро и справедливость.’

Следует отметить, что основная причина памфлета заключалась в том, что женщины на руководящих постах были ярыми католичками и они зажимали протестантов. Поэтому с памфлетом вышел казус, когда к власти в Англии пришла Елизавета, которая уже поддерживала протестантов и зажимала католиков. К счастью Елизавета была разумной женщиной и она сразу же поняла, что памфлет Джона Нокса к ней не относится. Таким образом в результате союза между Елизаветой и Джоном Ноксом Шотландия была присоединена к Англии.

09.08.2014 Свобода воли у Эразма и рабство воли у Лютера

Прослушал про Мартина Лютера и его дискуссию с Эразмом Роттердамским о свободе воли (Brad S. Gregory, The History of Christianity in the Reformation Era, История христианства в эпоху реформации). Ниже несколько ссылочек из Рунета на эту тему.

Неплохая информация с Немецкой волны

О полемике между Мартином Лютером и Эразмом Роттердамским

‘Церковники, указывая на растущую воинственность Лютера, открыто намекали на порочное влияние Эразма. Крылатым стало выражение «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел». Эразм защищался, как мог: «Из яйца, которое я снёс, должна была появиться курица, а Лютер высидел бойцового петуха».’

‘В нарочито академическом стиле Эразм указывает на главный пункт расхождения с Лютером – на доктрину божественного предопределения. По мнению Эразма, гуманист не может принять её, не принося в жертву достоинство и ценность человека, у которого, настаивает он, и после грехопадения сохранились добрая воля и склонность к нравственному самосовершенствованию. В противном случае, человек способен творить лишь зло и не может нести за него ответственность, а, следовательно, никто не вправе призывать грешника к покаянию. Бога, наказывающего им же сотворённых людей за грехи, которых они не могут избежать, следует признать существом, лишённым морали, недостойным ни почитания, ни восхваления. Приписать такое поведение «небесному Отцу» – значит впасть богохульство, считает Эразм. Сознание человека настаивает на признании некоторой меры свободы, без которой он превратился бы в неодушевлённый предмет. Во всяком случае, заключает Эразм, давайте признаем наше невежество, нашу неспособность примирить человеческую свободу с божественным предначертанием и принципом общей причинности, но всё же отвергнем предположение, которое делает человека куклой, а Бога – тираном.’

‘Лютер соглашается со своим оппонентом в том, что проблема свободной воли и Божьей благодати – ключевая для христианства. Далее Лютер с присущей ему воинственностью утверждает абсолютную суверенность воли Бога, который «ничего не предвидит по необходимости, а знает всё, располагает и совершает по неизменной, вечной и непогрешимой Своей воле. Эта молния поражает и начисто испепеляет свободную волю». Воля же человеческая «находится где-то посередине, между Богом и сатаной, словно вьючный скот. Если завладеет человеком Господь, он охотно пойдёт туда, куда Господь пожелает… Если же владеет им сатана, он охотно пойдёт туда, куда сатана пожелает». Далее Лютер делает категорический вывод: «Свободная воля без Божьей благодати ничуть не свободна, а неизменно оказывается пленницей и рабыней зла, потому что сама по себе она не может обратиться к добру».’

В Новой философской энциклопедии есть две статьи на эту тему: ‘О рабстве воли’ и ‘Эразм Роттердамский’.

Обсуждение: http://evgeniirudnyi.livejournal.com/56683.html

20.09.2014 Может ли честный христианин иметь две жены?

Филипп I Великодушный (ландграф Гессенский) был одним из сторонников протестантизма и он с самого начала был поклонником Мартина Лютера.

В девятнадцать лет (в 1523 году) Филипп женился на Кристине Саксонской. Брак был политический для укрепления связей между Гессеном и Саксонией. В  37 лет (в 1539 году) Филипп встретил семнадцатилетнюю Маргариту фон дер Сааль и был ослеплен ее красотой.

Филипп пришел к Лютеру и сказал примерно так: «Брат Лютер, я всегда тебя поддерживал и буду поддерживать. Даже сейчас, когда император хочет проверить нашу веру на прочность. Но ты тоже должен мне помочь. Я не могу жить без Маргариты и хочу на ней жениться. Однако я не могу развестись с Кристиной, поскольку это брак политический и от моей любви отношения между Гессеном и Саксонией не должны пострадать. Поэтому я хочу пойти по пути Авраама и иметь две жены. Ты должен найти путь, как это можно было бы устроить.»

Как вы думаете, что ответил Мартин Лютер?

Фильм Martin Luther (ФРГ 1983, две серии, режиссер Rainer Wolffhardt). В фильме есть прекрасно снятая сцена на тему выше.

Обсуждение:

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/61942.html

http://varrajun.livejournal.com/59029.html

См. также

Лютер и экзистенциализм
http://gelato-di-crema.livejournal.com/3936.html

Пиво и реформация:
http://shkrobius.livejournal.com/579028.html?thread=10573524#t10573524


Опубликовано

в

©