В рамках интеллектуальной истории предполагается попытаться взглянуть на прошлый мир глазами его обитателей. На этом пути важно понять, в какую онтологию мира верили тогдашние граждане и какие каузальные связи для них существовали. Ведь если верить, что существует дьявол и что его приспешники пытаются испортить вам жизнь, то приходится делать соответствующие практические выводы. Каким образом сложилась такая вера — это уже другой вопрос (см. ниже ссылочки с кратким описанием книги Норман Кон, Внутренние демоны Европы).
Три фильма, которые помогают нам представить себе, как это происходило в те времена. В фильмах как раз показано, что люди действительно верили в дьявола и ведьм.
День гнева, 1943, режиссер Карл Теодор Дрейер
Датская деревня 1623 года. Главная героиня (Анна) — жена пастора, которая по ходу фильма становится ведьмой. Можно спорить, кто в этом виноват, она, ее муж или сын мужа, с которым по ходу фильма у нее возникает роман. С точки зрения вопроса преследования ведьм это не так важно. Более интересно то, что все стороны согласны с тем, что ведьмы существует.
Следует отметить, что у немцев фильм называется День мести (Tag der Rache), по всей видимости из-за последней сцены фильма, когда Анна признается в том, что она ведьма: Анна не может солгать перед мертвым мужем, лежавшим в гробу.
См. обсуждение http://lavrentevdv.livejournal.com/131115.html
Души в огне (Die Seelen im Feuer), 2014, Германия, ARD (фильм, по всей видимости, доступен только на немецком языке)
Фильм рассказывает о процессах в Бамберге в 1630 году. Всего в Бамберге (1591-1633 годы) сожгли до девятьсот ведьм и колдунов (мужчины составляли четверть). Следует отметить, что частично процессы были направлены против противников местной власти, при этом имущество казненных шло в местную казну.
Фильм красочно показывает атмосферу преследования ведьм.
Про процессы в Бамберге на немецком языке:
http://www.hexen-franken.de/hinrichtungsorte/katholische-herrschaften/stadt-bamberg/
Суровое испытание (Hexenjagd), 1996, США, экранизация пьесы Артура Миллера
Новый свет, Салем, 1692-1693 год. В старом свете преследование ведьм уже практически прекратилось. Однако похоже, что новый свет еще про это не знает. В ходе событий по обвинению в колдовстве в тюрьму было заключено до 150 человек, из которых повесили девятнадцать.
Фильм показывает как в рамках принятой картины мира в целом из-за пустяков возникает и поддерживается истерия.
Акеларре, Tanz der Unschuldigen, 2020 (добавлено 08.12.23)
1609 год, страна басков. Инквизиция (Пьер де Ланкр, про него есть в Вики) приезжает в небольшую деревню на море и арестовывает несколько девушек в подозрении на участии в шабаше ведьм. В фильме далее показан неожиданный ход, правда, непонятно, насколько он соответствует историческим событиям. Девушки хотят дождаться возвращения отцов с моря и чтобы затянуть процесс выдумывают подробности про шабаш ведьм.
Приложение
Две цитаты из книги (спасибо egatiro)
Норман Кон, «Внутренние демоны Европы. Демонизация христиан в средневековом христианском мире» (Norman Cohn Europe’s Inner Demons)
для сравнения.
«Пастырь Гермы», первая половина второго века н.э.
«Заповедь седьмая
О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не должно
— Бойся, — говорил пастырь, — Господа и соблюдай заповеди Его, ибо, соблюдая заповеди Божий, будешь тверд в любом деле и преуспеешь в нем. Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх, которым должно страшиться, чтобы спастись. Дьявола же не бойся: боясь Господа, ты будешь господствовать над дьяволом, потому что в нем нет никакой силы. А в ком нет силы, того не должно бояться. В ком есть превосходная сила, того и должно бояться. Ибо всякий имеющий силу внушает страх; а кто не имеет силы, всеми презирается. Бойся, впрочем, дел дьявола, потому что они злы; боясь Господа, ты не совершишь дел дьявола, но удержишься от них. Двоякий есть страх. Если ты захотел сделать злое, то бойся Бога — и не сделаешь этого. Равно если бы захотел ты сделать доброе, то опять бойся Бога и сделаешь его. Подлинно, страх Божий велик, силен и славен. Итак, бойся Бога, и будешь жить. И все те, которые будут бояться Его, соблюдая Его заповеди, будут жить с Богом; а которые не соблюдают Его заповедей, в тех нет жизни.»
Аббат Рихалмус в 1270 году просвещает читателя о хитростях и коварстве демонов в отношении к людям:
‘По Рихалмусу, у демонов есть своя иерархия. Самые красивые и коварные из них обитают в воздухе непосредственно рядом с землей, и именно они дают наставления более грубым бесам, которые ходят по земле. Между ними идет постоянное подстрекательство к деланию зла, и высшие задают темп. Иерархия свойственна и демонам, которые на земле выполняют одну и ту же задачу. Например, к каждому монастырю приставлена группа бесов, и высшие из них носят звание «аббатов» или «первых». С человеческой точки зрения наиболее впечатляющим является их число. Рихалмус пишет, что неверно считать будто бы на каждого человека действует один бес. На самом деле их очень много. Приводит пример – если человек ныряет в море, вода окружает его со всех сторон. Так же окружают людей и бесы. Порой бесы так могут окружить человека, что создают над ним купол, через который не может пройти воздух. Закрыв глаза, Рихалмус часто видел маленькие тела бесов, окружавших его и других людей, подобных пылинкам, взвешенным в лучах солнца.’