Во введении к курсу о истории науки с древних времен до конца семнадцатого века были интересные рассуждения, некоторые из которых будут озвучены ниже. В целом, введение напомнило мне введение к интеллектуальной истории с пожеланием понять интеллектуальную атмосферу изучаемой исторической эпохи.
Изучение истории можно сравнить с путешествием. Был приведен такой пример (отмечу, что пример приведен американцем). Американец приехал в Париж. Поскольку он привык есть в Макдональдс, то он в Париже также отыскивал Макдональдс и там питался. Таким образом, этот путешественник пришел к выводу, что в Париже едят то же самое, что и в США, только еду в Париже найти труднее. Лучше всего при изучении истории науки не походить на этого американца.
Кстати, есть специальный английский термин Whig history or Whiggism, где подход к истории напоминает подход путешественника, описанного выше. Рассмотрим такую историю на примере Макдональдс. Интерес определенной культуры (Макдональдс) берется за совершенство. Далее из истории выбираются факты, которые подходят к воплощению Макдональдса в ходе истории в реальность современного общества, а все остальное просто отбрасывается как ненужные пережитки прошлого.
Значения ‘наука’ и ‘ученый’, к которым мы так привыкли, сравнительно новые. В 1834 году Уильям Уэвелл (William Whewell) по аналогии с термин artist ввел термин scientist (ученый). Следует отметить, что термин ученый с трудом входил в обиход и он получил широкое распространение только ближе к концу девятнадцатого века. Наука сейчас это, пожалуй, то, чем занимаются современные ученые.
Как же назывались люди, которые участвовали например в научной революции семнадцатого века и чем они занимались? Эти люди были натурфилософы и занимались они соответственно натурфилософией. Таким образом, если мы хотим изучать историю науки с древних времен, то вот, придется изучать натурфилософию и натурфилософов.
Натурфилософия связана с размышлениями о природе. Типичные вопросы, которые волнуют натурфилософа: из чего сделан мир, как устроен мир, как человек может понять мир. Философия, с другой стороны, связана с размышлениями об этике и морали. Разделение, конечно, условно, но таким образом можно примерно отличать натурфилософов от философов.
Природа изучается людьми в рамках определенной культуры. Тем не менее, природа как таковая накладывает определенные ограничения на результат исследования природы. На этом пути можно увидеть две крайности. С одной стороны, можно встретить триумфальное описание прогресса науки, когда закладывается, что результаты науки однозначно задаются природой. Здесь забывают про то, что наука делается людьми. С другой стороны, влияние культуры доводится до крайности и мы приходим к социальному конструктивизму. Было бы хорошо при рассмотрении истории науки остаться в рамках здравого смысла.
Фалес Милетский считается первым натурфилософом. Он сказал, что мир сделан из воды. С моей точки зрения было бы интересно понять, не почему Фалес так решил, а почему его сограждане стали его слушать, и более того почему они благосклонно отнеслись к этой идее. К слову сказать, можно сравнить утверждением Фалеса с тем, что мы слышим сегодня: мир сделан из суперструн, мир сделан из информации, и т.д. Можно ли сказать, что за время после Фалеса произошел прогресс в решение вопроса из чего сделан мир?
В заключение должен сказать, что термин натурфилософия подходит гораздо лучше к большинству трудов ученых, которые я обсуждаю. Самый лучший пример в этом отношении — это, пожалуй, книга Макса Тегмарка ‘Наша математическая вселенная‘. По-моему, утверждение, что вселенная представляет из себя математическую структуру недалеко ушло от предположения Фалеса, что все сделано из воды. Хотя, следует отметить, что другие книги и статьи также прекрасно укладываются в описание натурфилософии. Правда в настоящий момент многие, особенно биологи, норовят вывести этику и мораль непосредственно из природы. Получается, что современные натурфилософы хотят решить абсолютно все философские вопросы в рамках натурфилософии.
Исходная информация
Lawrence M. Principe, History of Science: Antiquity to 1700 (История науки: от античности до 1700 года)
Многомировая интерпретация в средние века
Галилей в современной истории науки
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/126529.html
22.06.2016 Квантовая натурфилософия в исламе
Lawrence M. Principe, Лекция 16, Alchemy, Medicine, and Late Islamic Culture.
В лекция по истории науки услышал, что у арабов было два течения натурфилософии. Одно (фалсафа) связано со знакомыми именами Авиценны (Ибн Сина) и Аверроэса (Ибн Рушд). Истоки фалсафы лежат в греческой натурфилософии Платона и Аристотеля. Однако, как оказалось, параллельно в рамках калам (рациональная теология) развивалась атомистическая натурфилософия, когда отвергалась бесконечная делимость как пространства, так и времени.
Интересно отметить, что если атомизм Демокрита, Эпикура и Лукреция был основой атеизма, то в исламском мире атомизм использовался как рациональное доказательство существования бога в рамках монотеизма.
Грубо говоря, арабы интерпретировали свою версию атомизма в рамках окказионализма. Мир рассматривался как последовательность событий, между которыми однако не было причинно-следственной связи. В предыдущем событии была одна конфигурация атомов, в следующем стала другая. Почему? Потому что бог создает вселенную в каждой момент заново. Почему мы наблюдаем причинность? Потому что бог, хотя он и всемогущ, следует привычкам.
Естественно, что в те времена существовало много разных взглядов, и что в настоящее время у разных профессоров нет согласия по поводу того, что хотели сказать разные представители калама (см. статью Ибрагима, где утверждается, что связь квантовой натурфилософии с окказионализмом неправомерна). В любом случае крайне интересная информация: это было мое первое знакомство с атомизмом в исламе.
A. I. Sabrа, The Simple Ontology of Kalām Atomism: An Outline, Early Science and Medicine, Vol. 14, No. 1/3, (2009), pp. 68-78.
Тауфик Ибрагим, Мусульманский атомизм как строгий финитизм, Вопросы философии, 2014, N 6, c. 142 — 153.
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/127882.html
04.07.2016 Джон Ди: Магия в истории науки
Lawrence M. Principe, Глава 19, Renaissance Natural Magic
В современной истории науки магия уже не представляется свидетельством отсутствия критического мышления. Более того, считается что увлечение магией во времена возрождения сыграло даже положительную роль в развитии натурфилософии, то есть науки.
Вот как писал про магию Агриппа Неттесгеймский (1486 — 1535) в своей работе ‘О тайной философии’ (‘De Occulta Philosophia’):
‘Магия обнимает собою глубочайшее созерцание самых тайных вещей, знание всей природы. Она учит нас, в чем вещи различаются одна от другой и в чем они согласуются. Отсюда происходит ее чудесное действие, так как она сочетает различные силы и всюду связывает низшее с силою высшего; поэтому магия есть совершеннейшая и высшая из наук, высокая и священная философия, венец благороднейшей философии. Как всякая истинная философия, она разделяется на физику, математику и теологию. Физика учит нас о природе вещей, существующих в мире, об их причинах, действиях, времени и месте, о явлениях, о совокупности и частях. Математика учит нас познавать природу в трех протяжениях и наблюдать движение небесных тел. Наконец, теология учит нас, что такое Бог, душа, разумные существа, ангелы, демоны и религия. Она учит нас, какие есть священные установления, обряды и таинства. Наконец, она учит о вере и чудесах, о силе слов и знаков, о священных операциях и таинствах печатей. Магия соединяет в одно целое эти три науки и дополняет их, почему она по праву с древнейших времен называется высочайшей и священнейшей из наук. Если кто хочет заниматься этой наукой, будучи неопытен в физике, неискушен в математике и несведущ в теологии, то он не поймет смысла магии, ибо магия сама не выводит ничего и нет такого действительного магического произведения, которое бы не находилось в связи с названными тремя науками’.
В лекции про магию рассказывалось о трех известных представителей тех времен, связанных с магией: Агриппе Неттесгеймском, Парацельсе и Джоне Ди. Я поискал в Рунете информацию о последнем, поскольку помимо прочего меня заинтересовал рассказ об получении информации Джоном Ди от ангелов.
den-king переделал в ЖЖ свою статью о Джоне Ди (часть 1, часть 2, часть 3). Статья прекрасно написана и оформлена — советую прочитать. Приведу несколько цитат:
‘При жизни Джон Ди будоражил европейские умы похлеще, чем Нострадамус и Леонардо да Винчи.’
‘Елизавета была женщиной суеверной; так, она позволила короновать себя лишь через несколько месяцев после восшествия на престол, приурочив коронацию к дате, обозначенной доктором Ди в гороскопе.’
‘Но он действительно интересовался механикой и, будучи еще подростком, собрал летающего механического жука для театральной постановки.’
‘Режим дня юного Ди просто невероятен: оставляя четыре часа в сутки на сон и два — на еду и развлечения, Джон отводит на занятия… 18 часов! Вычитается лишь время на молитву (вопреки всем россказням о «дьявольщине», Ди всю жизнь был достаточно набожным человеком).’
‘В Париже 23-летнего магистра перехватили коллеги и упросили дать публичную лекцию. Она состоялась в Реймсе и длилась… три дня. То был открытый курс по Эвклиду — «Математика, физика и пифагорейство». Наплыв слушателей превзошел все ожидания — одних парижских студентов собралось почти четыре тысячи!’
‘В том же году Ди познакомился в Лондоне с Джероламо Кардано: Ди и Кардано вместе занимались проблемой вечного двигателя, а также изучением драгоценного камня, якобы имевшего волшебные свойства.’
‘У Ди был особый дипломатический паспорт, верительные письма королевы в посольства крупнейших стран Европы и пара слуг-курьеров вкупе с лошадьми и экипажем. Свои отчеты о поездках он подписывает символом «007»!’
В Рунете также доступен текст книги Ди ‘Иероглифическая Монада‘. Книга написана в виде теорем. Приведу первые две
‘Теорема I. Наиболее простое представление и пример изображения всех вещей являют собой прямая линия и круг, независимо от того, существуют ли вообще эти вещи, или же они скрыты под покровом Природы.’
‘Теорема II. Нельзя искусственно создать круг, не используя линию, и создать линию, не используя точку. Таким образом, лишь благодаря точке и Монаде все вещи начинают проявлять себя как таковые.’
С первой теоремой просто нельзя не согласиться. Вторая уже не столь понятна. Для понимания последующих теорем, по всей видимости, надо находиться в особом состоянии духа.
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/128918.html
10.07.2016 Позвольте мне пригласить вас на вскрытие женского трупа
Lawrence M. Principe, Глава 32, Mechanism and Vitalism
Тома Диафуарус (Мольер, Мнимый больной)
‘Позвольте мне также, с разрешения вашего батюшки, доставить вам развлечение и пригласить вас, сударыня, на вскрытие женского трупа, которое состоится на днях: я буду там давать объяснения.’
Как оказалось, во времена без Интернета, радио и телевидения люди ходили развлечься в анатомический театр. Ниже цитаты на эту темы из нескольких статей.
Дмитрий Михель, Власть, знание и мертвое тело: историко-антропологический анализ анатомических практик на западе в эпоху ранней современности, Логос # 4-5 2003 (39)
‘В наиболее развитых странах Запада этой эпохи обычным местом для них были анатомические театры. Они были распространены не повсеместно, но, прежде всего, в Италии и Нидерландах, а также, хотя и значительно реже, в Англии и Франции. В Монпелье такой театр появился в 1556 году, в Лондоне — 1557, Пизе — 1569, Ферраре — 1588, Базеле — 1589, Падуе — 1594, Болонье — 1595. Самые знаменитые анатомические театры находились в Нидерландах: с 1597 года в Лейдене, 1614 — Дельфте, 1619 — Амстердаме.’
‘… самым посещаемым местом анатомических вскрытий в Париже был Жарден дю Руа (Королевский Сад). По воспоминаниям главного королевского хирурга Пьера Диони, который с 1673 по 1680 годы проводил там публичные анатомические уроки, их посещало 400—500 человек одновременно.’
‘Вскрытия тел проходили в зимнее время года и растягивались на несколько дней. С учетом того, что рассечения человеческих тел сопровождались еще и экспериментами с животными, счет времени представления мог идти уже на недели. Было ли анатомирование научным событием? Скорее, оно было изощренной церемонией, в которую были вовлечены сотни людей. Эти церемонии обычно начинались процессией медицинского факультета, которую продолжало шествие отцов города, светских и церковных властей.’
‘Эра публичных анатомических театров была достаточно долгой. В Италии и Нидерландах она охватила около четырех столетий — с пятнадцатого по восемнадцатый. Но пик их популярности приходится на семнадцатый век. Именно в это время они расширяются в архитектурном плане, их посещает широкая общественность, светские власти проявляют заботу об их содержании. Анатомические театры дают представления, смысл которых не всегда однозначен. Проводимые в них уроки почти не отвечают исследовательским целям науки. Они сообщают обществу о бренности индивидуальной жизни и о всемогуществе власти над смертью ее врагов.’
‘В век Просвещения порог чувствительности многих людей переменился. Зрелище публичных казней, как и анатомические вскрытия, перестают привлекать массы народа. Возникло ощущение, что мертвое тело «говорит» исключительно от имени Старого порядка, при котором в мире безраздельно хозяйничали смерть и насилие. Наступающий Новый порядок не мог терпеть этой откровенности. Поэтому когда осенью 1786 года Гете приехал в Болонью и увидел там в картинах Гвидо прославление «анатомического театра, эшафота и живодерни», это ввергло его в неприятное чувство. На исходе XVIII столетия на смену публичным анатомическим урокам пришли концертные залы, драматические и оперные театры, художественные галереи.’
Груздева Е. Н. Анатомический театр Академии наук (по документам СПФ АРАН)
Должен заметить, что согласно статье в России анатомический театр играл достаточно ограниченную роль. Такого размаха как в западной Европе не явно было.
‘Первые анатомические театры появились в Европе в XV-XVI вв. и стали специфическим явлением культуры XVII в. Знакомство русских с анатомическим театром состоялось в 1698 г. в Лейдене во время Великого посольства Петра I в Голландию. Потом царь лично слушал лекции по анатомии, брал уроки у Фредерика Рюйша в Амстердаме. Ради развития российской науки и просвещения народа царь повелел использовать европейский опыт и создать подобные зрелища в российских столицах.’
‘В Санкт-Петербурге анатомический театр был учрежден при Академии наук и первоначально располагался на первом этаже в бывшем дворце Прасковьи Федоровны (с 1725 г. отошедшем к Академии). Для работы в нем был приглашен из Германии анатом Иоганн-Георг Дювернуа, приехавший с учеником физиологом Иосией Вейтбрехтом.’