История науки как история натурфилософии

Начал слушать курс про историю науки с древних времен до конца семнадцатого века. Во введении были интересные рассуждения, некоторые из которых я озвучу ниже в достаточно сводобном изложении. В целом, введение напомнило мне введение к интеллекуальной истории с пожеланием понять интеллектуальную атмосферу изучаемой исторической эпохи.

Изучение истории можно сравнить с путешествием. Был приведен такой пример (отмечу, что пример приведен американцем). Американец приехал в Париж.  Поскольку он привык есть в Макдональдс, то он в Париже также отыскивал Макдонадльдс и там питался. Таким образом, этот путешественник пришел к выводу, что в Париже едят то же самое, что и в США, только еду в Париже найти труднее. Лучше всего при изучении истории науки не походить на этого американца.

Кстати, есть специальный английский термин Whig history or Whiggism, где подход к истории напоминает подход путешественника, описанного выше. Рассмотрим такую историю на примере Макдональдс. Интерес определенной культуры (Макдональдс) берется за совершенство. Далее из истории выбираются факты, которые подходят к воплощению Макдональдса в ходе истории в реальность современного общества, а все остальное просто отбрасывается как ненужные пережитки прошлого.

Значения «наука» и «ученый», к которым мы так привыкли, сравнительно новые. В 1834 году Уильям Уэвелл (William Whewell) по аналогии с термин artist ввел термин scientist (ученый). Следует отметить, что термин ученый с трудом входил в обиход и он получил широкое распространение только ближе к концу девятнадцатого века. Наука сейчас это пожалуй то, чем занимаются современные ученые.

Как же назывались люди, которые участвовали например в научной революции семнадцатого века и чем они занимались? Эти люди были натурфилософы и занимались они соотвественно натурфилософией. Таким образом, если мы хотим изучать историю науки с древних времен, то вот, придется изучать натурфилософию и натурфилософов.

Натурфилософия связана с размышлениями о природе. Типичные вопросы, которые волнуют натурфилософа: из чего сделан мир, как устроен мир, как человек может понять мир. Философия, с другой стороны, связана с размышлениями об этике и морали. Разделение, конечно, условно, но таким образом можно примерно отличать натурфилософов от философов.

Природа изучается людьми в рамках определенной культуры. Тем не менее, природа как таковая накладывает определенные ограничения на результат исследования природы. На этом пути можно увидеть две крайности. С одной стороны, можно встретить триумфальное описание прогресса науки, когда закладывается, что результаты науки однозначно задаются природой. Здесь забывают про то, что наука делается людьми. С другой стороны, влияние культуры доводится до крайности и мы приходим к социальному конструктивизму. Было бы хорошо при рассмотрении истории науки остаться в рамках здравого смысла.

Фалес Милетский считается первым натурфилософом. Он сказал, что мир сделан из воды. С моей точки зрения было бы интересно понять, не почему Фалес так решил, а почему его сограждане стали его слушать, и более того почему они благосклонно отнеслись к этой идее. К слову сказать, можно сравнить утверждением Фалеса с тем, что мы слышим сегодня: мир сделан из суперструн, мир сделан из информации, и т.д. Можно ли сказать, что за время после Фалеса произошел прогресс в решение вопроса из чего сделан мир?

В заключение должен сказать, что термин натурфилософия подходит гораздо лучше к большинству трудов ученых, которые я обсуждаю. Самый лучший пример в этом отношении — это, пожалуй, книга Макса Тегмарка Наша математическая вселенная. По-моему, утверждение, что вселенная представляет из себя математическую структуру недалеко ушло от предположения Фалеса, что все сделано из воды. Хотя, следует отметить, что другие книги и статьи также прекрасно укладываются в описание натурфилософии. Правда в настоящий момент многие, особенно биологи, норовят вывести этику и мораль непосредственно из природы. Получается, что современные натурфилософы хотят решить абсолютно все философские вопросы в рамках натурфилософии.

Исходная информация

Lawrence M. Principe, History of Science: Antiquity to 1700 (История науки: от античности до 1700 года)

Также: Квантовая натурфилософия в исламе
Многомировая интерпретация в средние века
Джон Ди: Магия в истории науки
Позвольте мне пригласить вас на вскрытие женского трупа
Галилей в современной истории науки

См. также

Интеллектуальная история

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/126529.html


Comments are closed.