Галилей в современной истории науки

За последние лет пятьдесят историки славно поработали и в результате от привычной истории науки мало что осталось. С одной стороны, развитие науки оказалось тесно связано с астрологами, алхимиками и магами, с другой, теология и наука стали близнецами-сестрами.

— Наука связана с теологией? Не может быть. А как же Галилей?

— А что Галилей? У него ж не было никаких доказательств. Кроме того, он был человек аррогантный. К тому же, была сложная международная обстановка, кругом одни враги …

Ниже приведен несколько фактов из жизни Галилея, которые показывают, что ничто человеческое было ему не чуждо. Речь не идет про то, чтобы умалить его роль в истории науки. Просто история в духе «умные ученые против глупых попов» на поверку оказалась всего лишь изобретением интеллектуалов девятнадцатого и двадцатого веков.

Общее замечание. Следует обратить внимание на то, что во времена Галилея Ньютон еще не родился и привычной нам динамики не существовало. Галилей хотел объяснить космос только на основе кинематики, в которой, по всей видимости, круговые орбиты играли ключевую роль. Это может служить одним из объяснений, почему Галилей придерживался взглядов, изложенных ниже.

Пожалуй, самый интересный эпизод связан со взгядом на природу комет. Иезуиты на основе наблюдений параллакса говорили, что кометы — это космические тела. Галилей возражал, по его представлениям кометы были связаны с атмосферными явлениями. Историки в этой связи советуют прочитать, как красочно Галилей громил теорию иезуитов. Теперь поставьте себя на место иезуитов. Как бы вы отнеслись к человеку, который увлеченно доказывал, что кометы — это оптическая иллюзия, вызванная атмосферными явлениями?

Теория приливов Галилея также была ошибочной. Вот что говорит Галилей устами Сальвиати (Диалог о двух главнейших системах мира) про приливы:

«Утверждение (со ссылкой на одного древнего математика), что движение Земли, встречаясь с движением лунной орбиты, причиняет вследствие такого контраста приливы и отливы, является совершенно вздорным, не только потому, что не показывает и не объясняет, каким образом это должно происходить, но и потому еще, что заключает явную ошибку, поскольку обращение Земли не противоположно движению Луны, а совершается в ту же сторону. Таким образом то, что говорили и представляли себе до сих пор, кажется мне совершенно несостоятельным. И среди великих людей, рассуждавших об этом удивительном явлении природы, более всех других удивляет меня Кеплер, который, будучи наделен умом свободным и острым и хорошо знакомым с движениями, приписываемыми Земле, допускал особую власть Луны над водой, сокровенные свойства и тому подобные ребячества.»

В деле Галилея отмечалось, что теория приливов Галилея противоречит наблюдениям. Согласно теории Галилея приливы должны происходить каждые двенадцать часов, когда в действительности они происходят каждые шесть частов. Искользовать приливы в качестве доказательства вращения Земли Галилею явно не удалось.

Теперь рассмотрим вопрос о том, почему тела не улетают с быстро вращающейся Земли. В настоящее время сама постановка вопроса кажется глупой, но это был давний аргумент, который Галилею следовало разобрать и опровергнуть. В Диалоге о двух главнейших системах мира, аргумент излагается Сагредо таким образом (второй день):

«Теперь остается возражение, основанное на наблюдении, как быстрое вращение способно разрушить и рассеять вещества, прикрепленные к вращающейся машине. На этом основании многим, в том числе и Птолемею, казалось, что если бы Земля обращалась вокруг себя самой с такой скоростью, то камни и животные должны были бы быть отброшены к звездам, а здания не могли бы быть прикреплены к фундаментам известкой, достаточно прочной, чтобы не допустить такого разрушения.»

Еще раз напоминаю, что сила притяжения в те времена еще не была известна. Поэтому аргументация Галилея для опровержения «рассеяния тел» основана на геометрических соображениях. Так вот, этот самый аргумент Галилея (extrusion argument) содержит логическую ошибку и является неправильным. Таким образом следует признать, что в свое время Галилей не смог опровергнуть возражения Птоломея.

В заключение рассмотрим как отнесся Галилей к теории Тихо Браге и к тому, что Кеплер на основании экспериментальных данных Тихо Браге пришел к заключению об эллиптических орбитах планет. По сути дела, Галилей проигнорировал и то, и другое. Эллиптические орбиты не вписывались в картину мира Галилея и, по всей видимости, поэтому Галилей просто не упоминает эллиптические орбиты в своих трудах.

В настоящее время теория Тихо Браге (планеты вращаются вокруг Солнца, Солнце вращается вокруг Земли) воспринимается как курьез. Однако во времена Галилея это была уважаемая теория, в пользу которой трактовались многие наблюдения. Галилей однако проигнорировал существование теории Браге и ограничился противопоставлением только теорий Птолемея и Коперника.

Еще раз, цель заметки была не в том, чтобы уменьшить роль Галилея в истории науки. Вклад Галилея в современную науку общеизвестен и речь не про это. Просто представление о Галилее как о луче света в тёмном царстве дает искаженное представление об истории науки.

P.S. Можно часто услышать о том, что Галилей умер, а Ньютон родился. Однако вот, что говорят историки (И. С. Дмитриев. А все-таки они пишут …):

«Вот и Гете тоже так хотелось, почему он в своем дневнике 24 июня 1831 г. написал, что Ньютон родился в год смерти Галилея. Увы, великий Гете ошибся!»

‘Галилео Галилей, согласно В. Вивиани, который вместе с Э. Торричелли был свидетелем последних дней и минут жизни учителя, скончался 8 января 1641 г. по Григорианскому календарю. Если же считать начало года с 1 января, как сейчас принято, то тогда получается, что Галилей умер – 8 января 1642 г., эта дата приводится в большинстве современных биографий тосканского ученого. …

Исаак Ньютон родился 25 декабря 1642 г. или, по Григорианскому календарю, который тогда был принят во многих странах на Континенте – 4 января 1643 г. (опять-таки, если считать начало года с 1 января).

Таким образом, выражая даты в одной и той же календарной системе (скажем, по Григорианскому календарю) и считая начало года с 1 января, никак не получается, что Галилей умер «ровно в день и в год, когда родился Исаак Ньютон».’

Информация

John L. Heilbron, Galileo

Цитаты из книги: http://blog.rudnyi.ru/tag/galileo-galilei

Lawrence M. Principe, History of Science: Antiquity to 1700 (История науки: от античности до 1700 года). Глава 28: Tycho, Kepler, and Galileo. Глава 29: The New Physics.

Также: История науки как история натурфилософии
Квантовая натурфилософия в исламе
Многомировая интерпретация в средние века
Джон Ди: Магия в истории науки
Позвольте мне пригласить вас на вскрытие женского трупа

См. также

Документальный фильм Галилео Галилей. Борьба за небо, снятый по книге Дава Собел, Дочь Галилея.

У Галилея было две дочери, которые он отдал в монастырь. Сохранились письма дочери Марии Селесты и они прекрасно дополняют портрет Галилея.

Обсуждение письма Галилея великой герцогине Кристине Лотарингской

Интерпретация Библии Галилеем

Первая встреча Галилея с инквизицей

Нравы инквизиции в Венеции

Разные истории про Галилея

Галилей об устройстве ада

Статья физика Поля Дэвиса о теологических предпосылках законов физики

Законы физики, реальность и монотеизм

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/129699.html

https://www.facebook.com/evgenii.rudnyi/posts/850018358465918


Comments are closed.