Месмер: Секретный доклад королевской комиссии по животному магнетизму

Прослушал про роль Франца Антона Месмера в истории науки восемнадцатого века. Современные историки описывают жизнь и достижения Месмера без использования терминов шарлатан и жулик. Наоборот, даже отмечается прогрессивность взглядов Месмера по сравнению с другими взглядами, распространенными в те времена. Как бы то ни было, учение Месмера было отвергнуто. На этом пути основную роль сыграла королевская комиссия, учрежденная Людовиком XVI. Перевод доклада на английский доступен в Интернете и мне особенно понравился та часть, которая была написана исключительно для короля и не предназначалась для широкой публики. Ниже я перевел на русский язык первые пять страниц (из девяти) секретного доклада.

Отмечу, что комиссия изучала действия не Месмера, а его коллеги доктора Деслона. Месмер не хотел раскрывать свои секреты и его встречные предложения сводились к тому, чтобы сравнить только результаты лечения в рамках его и традиционного подходов.

В докладе используется термин криз (crise), который обозначает особого рода состояние, в которое впадали пациенты в ходе сеанса, своего рода припадок, выражавшегося в подергиваниях отдельных частей тела и в конвульсиях.

Пожалуй еще следует отметить, что среди членов комиссии женщин не было.

Секретный доклад

О животном магнетизме, составленный Байи от имени той же самой комиссии

Члены королевской комиссии по исследованию животного магнетизма при составлении доклада, который предназначался для его величества и который возможно будет доступен публике, подумали, что было бы благоразумно скрыть одно наблюдение, которое не должно быть разглашено; но они не считали своей обязанностью обмануть министра его величества: этот министр поручил им составить описание этого наблюдения, которое будет показано его величеству и будет зарезервировано только для него.

Это важное наблюдение касается морального поведения; члены комиссии признали, что главные причины эффектов, приписываемых животному магнетизму заключаются в ‘касании’, воображении и имитации, и они видели, что всегда в криз впадало бОльшее количество женщин, чем мужчин: это отличие связано в основном с разной организацией двух полов; в целом, у женщин более возбуждаемые нервы и их воображение более пылко и экзальтировано. Легко повлиять на их воображение и управлять им. Эта бОльшая возбуждаемость нервов, давая им более деликатные и утонченные чувства, делает их более восприимчивыми к впечатлениям от ‘касания’. Можно сказать, что при касании любой части женщины трогается все; эта бОльшая возбуждаемость их нервов делает их более чувствительными к имитации; женщины, как уже отмечалось, похожи на растянутые струны, звучащие в унисон; достаточно движения одной, чтобы остальные сразу же последовали за ней: члены комиссии наблюдали это несколько раз, как только у одной женщины начинается криз, остальные не задерживаются, чтобы последовать за ней.

Это устройство позволяет понять, почему у женщин более длинные и более сильные кризы, чем у мужчин; большинство кризов у них связано с чувствительностью их нервов. Есть некоторые кризы, которые происходят благодаря скрытой, но естественной причине; в определенной степени из-за эмоций, которым более или менее подвержены все женщины, и которые посредством непрямого влияния, при накоплении эмоций и при достижении нервного состояния могут способствовать конвульсиям, которые можно смешать с остальными кризами; причиной является мощь, которую Природа дает одному полу по сравнению с другим, чтобы привлечь и сподвинуть его; магнетизером всегда является мужчина.

Без всякого сомнения эти отношения, представленные выше, относятся только к пациентке и ее доктору; но этот доктор является мужчиной; каким бы не был недуг, он не отделяет нас от нашего пола, он не освобождает нас от влияния других; болезнь может уменьшить впечатление, но не уничтожает его. Более того, большинство женщин, которые приходят на сеанс магнетизирования на самом деле не больны; многих из них приходят из-за праздности и для развлечения; другие, у которых есть некоторые недомогания, сохраняют свежесть и чары; их чувства полны, их молодость обладает всей чувствительностью; у них много шарма для влияния на доктора, они достаточно здоровы, чтобы доктор волновал их; таким образом опасность взаимная. Долгое совместное нахождение, необходимые касания, передаваемая индивидуальная теплота, взаимные взгляды являются хорошо известными путями Природы и средствами, которые она всегда использует для верного вызова чувства и наклонностей.

Человек, проводящий магнетизирование, обычно держит колени женщины между своими; таким образом колени и нижние части тел находятся в контакте. Рука касается предребреной области и иногда спускается ниже по направлению к яичнику; касание таким образом оказывается на многие части в самой чувствительной области тела.

Часто мужчина, который таким образом использует левую руку, делает пассы правой рукой за телом женщины; оба наклоняются друг к другу, чтобы облегчить такой двойной контакт. Сближенность становится максимальной, лицо почти касается другого лица, выдыхания вдохновлены, все физические представления полностью разделяются, взаимное притяжение полов действует со всей силой. Не удивительно, что чувства зажигаются; воображение, действующее в то же самое время, распространяет определенный беспорядок в весь механизм; оно приостанавливает рассудок, отвлекает внимание, женщины не способны понять, что происходит с ними, они не знают, в каком состоянии они находятся.

Доктора среди членов комиссии, присутствующие при лечении, внимательно наблюдали за происходящим. При развитии такого типа криза лицо краснеет, глаза зажигаются; это сигналы, которыми Природа оповещает о желании. Видно, что женщина опускает лицо, перемещает руку ко лбу и к глазам, чтобы закрыть их; привычная скромность заставляет ее спрятать себя. Однако, криз продолжается и глаза становятся беспокойными; это прямой знак полного расстройства чувств: это расстройство может быть вполне невоспринятой самой женщиной, но оно не может избежать внимательного взгляда докторов. После появления этого знака веки становятся влажными, дыхания короткими и прерывистыми, грудь поднимается и быстро падает; конвульсии становятся установленными и также грубыми и ожидают движения конечностей или всего тела. В случае живых и чувствительных женщин конечный эффект, завершение сладости эмоций, состоит часто в конвульсиях; в этом состоянии преобладают вялость, дряхлость и короткий сон чувств, что является необходимым ответом после сильного возбуждения.

Доказательство, что это конвульсивное состояние, каким бы экстраординарным оно не представлялось наблюдателю, не является неприятным и содержит ничего неестественного для тех, кто испытывает это состояние, заключается в том, что после завершения сеанса не остается неприятных следов. Память о нем не является неприятной, женщина чувствует себя лучше и не отказывается от того, чтобы снова испытать это состояние. Все пережитые эмоции являются ростками страстей и склонностей, видно, почему те, кто магнетизируют, вызывают такую привязанность, которая должна быть более отмечена и более живой в женщинах, чем в мужчинах, поскольку практикой магнетизма занимаются только мужчины.  Многие женщины, без сомнения, не испытывали таких эффектов, остальные остались неосведомленными о причинах эффектов, которые они испытали; чем более респектабельны женщины, тем менее они заподозрили такое. Мы уверены, что многие поняли это и отказались от лечения магнетизированием, но другие, которые не знают об этом, должны быть защищены.

Магнетизирование не может быть неопасным для морали. В предложениях лечения заболеваний, которые требуют длительных процедур, эмоции, которые приятны и дороги, восхищают, эмоции, которые пропущены и которые хотят восстановить, поскольку они обладают естественным очарованием и они способствуют хорошему физическому состоянию; тем не менее следует их заклеймить с моральной точки зрения, они более опасны из-за легкости становления приятной привычкой. Состояние, испытываемое почти на глазах публики, среди женщин, которые по-видимому испытывают тоже самое, не вызывает тревоги; одна остается, одна уходит и одна не видит опастности, пока не становится слишком поздно. Сильные женщины, подверженные такой опасности, уходят сами; но слабые могут потерять мораль и здоровье.

Информация

Frederick Gregory, The History of Science: 1700–1900, Lecture Ten, Mesmerism, Science, and the French Revolution

Доклад королевской комиссии на английском языке (в конце книги сканы с исходных французских документов):

IML Donaldson, Anton Mesmer and his Animal Magnetism

Франц Антон Месмер, Доклад об открытии животного магнетизма, Перевод на русский язык выполнен А.Люфт с первого немецкого издания в Карлсруэ, 1781 г.

Выдержки из книги Ф.А. Месмера «Общее разъяснение магнетизма и сомнамбулизма»

Неплохое описание метода Месмера можно найти в книге:

Богданов К. А. Врачи, пациенты, читатели: Патографические тексты русской культуры XVIII-XIX веков. Глава Магнетизм и черепословие.

Обсуждение

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/132255.html


Опубликовано

в

©

Метки: