На глаза попалась свежая статья о сознании, связанная с так называемым экстернализмом: сознание выводится за пределы тела. Манзотти объявляет себя убежденным физикалистом:
‘если сознание реально, оно обязано быть физическим.’
Поместить сознание вне мозга его вынуждают нескончаемые противоречия, связанные с противоположным утверждением (интернализмом), например:
- Восприятия отличаются от мозга;
- Восприятия интенциональны;
- Восприятия cвязаны с квалиа.
Соответственно, Манзотти рассматривает два утверждения
- Сознание идентично с физическим феноменом (PHYSICAL),
- Этот феномен находится в теле или в мозгу (BRAINBOUND),
и утверждает, что в рамках физикализма можно оставить первое утверждение и заменить второе на следующее:
- Сознание — это внешний объект (OBJECTBOUND).
При этом панпсихиз отвергается, как концепция несовместимая с физикализмом. Переведу только один параграф, в котором Манзотти живо объясняет свою позицию на примере ситуации, когда человек видит желтый банан. На этом пути он рассматривает соотношения между бананом, телом (мозгом) и восприятием:
‘В конечном итоге, ваше восприятие объекта желтое и банановое. Банан перед вами также желтый и банановый. Ваше восприятие имеет свойство воспринимаемого объекта. Не является ли это обещающим началом? В действительности, многие замечали, что наше восприятие не отличается от окружающего мира — оно состоит из объектов, машин, людей, зданий, деревьев, облаков, Солнца и звезд. Физические свойства тела и свойства объекта известны. Они совпадают! Мозг розовато-серый, липкий и кровянистый. Банан желтный, протянутый и банановый. Ваше восприятие желтое, протянутое и банановое. Что является вещью, которая желтая, протянутая и банановая? Мозг или банан? Ответ очевиден — банан! Что нам нужно еще, чтобы вывести такую очевидную идентичность?’
Убрав типичные противоречия в интернализме, Манзотти в статье берется за решение горы противоречий в предлагаемой версии экстернализма. Я не будут углубляться в его аргументацию, поскольку слабые и сильные есть во всех известных мне позициях. В статье Винника рассматривается интернализм и экстернализм и можно найте больше информации, в ней Manzotti упоминается как Манцотти:
‘Другую радикальную версию феноменологического экстернализма исповедует Р. Манцотти. Он ставит под сомнение разделение на субъект и объект. Cогласно Манцотти, это разделение на мир и восприятие может быть отброшено, поскольку то, что мы считаем объектами и их феноменальными репрезентациями, суть только две неполные перспективы одного физического процесса.’
Информация
Manzotti, R. (2016). Experiences are Objects. Towards a Mind-object Identity Theory, in Rivista Internazionale di Filosofia e Psicologia, 7(1), pp. 16-36.
Д.В. Винник, Сознание за пределами мозга — истоки аргументации радикального экстернализма. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2 (10) (2010): 125-136.