Рудольф Арнхэйм: Энтропия и искусство

Эссе Рудольфа Арнхэйма «Энтропия и искусство» выгодно отличается своей разумностью от других популярных обсуждений энтропии как беспорядка. Я бы сказал, что термодинамическая энтропия не имеет отношения к беспорядку и хаосу, но джина, выпущенного из бутылки, обратно не загнать. Поэтому для желающих таки обсуждать энтропию в таком ключе, рекомендую эссе Арнхэйма. Это, пожалуй, наименьшее зло, которое мне попадалось на глаза, при обсуждении энтропии как хаоса. Ниже я переведу только одну цитату из эссе, которая мне особенно понравилась.

‘Абсурдные последствия пренебрежения структурой и при этом использовании концепции порядка очевидны при рассмотрении современной терминологии в информационной теории. В ней порядок определен как переносчик информации, поскольку информация определяется как противоположность энтропии, а энтропия рассматривается как мера беспорядка. Передача информации означает наведение порядка. Это звучит достаточно разумно. Следующий шаг — поскольку энтропия растет с числом доступных состояний, информация делает противоположное: она увеличивается с невероятностью. Чем меньше вероятность события, тем больше информации оно приносит. Это также выглядит разумно. Теперь спросим себя, какая последовательность событий будет наименее предсказуема и следовательно привнесет максимальное количество информации. Очевидно, что это будет полностью беспорядочная последовательность, поскольку когда мы сталкиваемся с хаосом, то невозможно предсказать, что будет дальше. Заключаем, что полный беспорядок обеспечивает максимум информации; и поскольку информация измеряется порядком, то максимальный порядок обеспечивается максимальным беспорядком. Явно, что это вавилонская путаница. Кто-то или что-то спутал наш язык.’

Информация

Rudolf Arnheim, Entropy and art: An essay on disorder and order. Univ of California Press. 1971.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/219622.html


Опубликовано

в

,

©