Философия — разное

29.06.2023 Все, что можно было сказать, уже сказано

‘Гассенди обладал разумом достаточно изобретательным, достаточно отчетливым, достаточно обширным, чтобы создать новую систему философии… Однако он придерживался убеждения, что все, что можно было сказать, уже сказано.’

Дюпон-Бертри. Цитата по книге:

Дьяков А. В. Философская традиция во Франции: классический век и его самосознание, 2021.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/324401.html

19.07.2022 Сознание о сознании

Roger Engfuge на Фейсбук:

‘Откуда сознание знает, что оно сознание?
Так было сказано.
Сказанное может быть также ошибочным.
Наверное, это ошибка.

Мир не пропозиционален.’

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/289779.html

13.10.2021 Трудная задача

‘Рассмотрим, однако, вопрос разногласий Куайна, Льюиса и Крипке, а именно какова связь между деревом и стулом и пространственно-временной областью, которую они занимают? Куайн полагает, что стул и электромагнитные и другие поля, составляющие его, и пространственно-временная область, содержащая эти поля, совпадают, поэтому стул является пространственно-временной областью С точки зрения Крипке, Куайн просто ошибается, стул и пространственно-временная область представляют собой два отдельных объекта. Доказательством является то, что стул может занимать и другую пространственно-временную область. Куайн рассматривает это “доказательство” как пустое, поскольку модальные предикаты являются безнадежно неопределенными. Согласно Льюису, Куайн прав относительно стула, но ошибается относительно модальных предикатов: правильный ответ Крипке состоит в том, что если стул может быть в другом месте, это значит, что двойник этого стула может быть в другом месте, а не именно этот стул (в смысле логического понятия тождественности) может быть в другом месте.’

Хилари Патнэм. Реализм с человеческим лицом, В кн. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология, 1998, с. 466-494.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/266824.html

18.05.2021 Философия как генная инженерия

‘Философию сегодня рассматривают как самосознание культуры, рефлексию над фундаментальными смыслами и ценностями, образующими основания культуры. Эти жизненные смыслы и ценности обозна- чают разными терминами — концепты, идеи, категории культуры, мировоззренческие универсалии. … Мировоззренческие универсалии в своих связях функционируют как предельно обобщенные программы деятельности, поведения и общения людей. Они являются своеобразными генами социальной жизни, в соответствии с которыми воспроизводится тот или иной тип общества. Для того чтобы радикально изменить общество, надо изменить эти гены.’

Степин В.С., Сточик А.М., Затравкин С.Н. История и философия медицины. Научные революции в медицине XVII– XXI вв, 2020. (Цитата взята из ‘Введение. История науки как наука‘ — автор Степин.)

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/255270.html

08.08.2020 К идентификации личности

Альбом Хайна Симонса «Хайнтье и я» хорошо показывает проблему, возникающую при обсуждении личности. Что позволяет нам сказать, что милый мальчик и полный верзила — это одна и та же личность? Также видео напоминает, как быстро летит время.

https://youtu.be/VpGdpf3N2zk

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/236239.html

На эту тему см. также высказывания Алисы: https://1i7.livejournal.com/126641.html

02.03.2020 Философы стесняются своей профессии

‘Если вы часто летаете, то вы сталкиваетесь с разговорами в самолете. Вы разговариваете с соседом о том, где вы живете, куда вы летите, и в конце концов разговор переходит на то, как вы зарабатываете на жизнь. Философы, как правило, боятся этой части разговора в самолете — когда они должны признаться, что зарабатывают философией. В действительности, они боятся этого настолько, что многие коллеги признавались мне в том, что говорили неправду, например, что преподают математику. Насколько человек должен стесняться своей профессии, чтобы взамен притвориться преподавателем математики?’

Joseph H. Shieber, Theories of Knowledge. How to Think about What You Know. 2019. Вступление к первой лекции.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/225120.html

16.08.2016 Гуссерль: Наука как орудие завоевания царства истины

«Наука не хочет и не должна быть ареной архитектонической игры. Систематика, присущая науке, — конечно, настоящей, подлинной науке — есть не наше изобретение; она коренится в самих вещах, и мы ее просто находим и открываем. Наука хочет быть орудием завоевания царства истины для нашего знания, и притом возможно большей части этого царства. Но в царстве истины господствует не хаотический беспорядок, а единство закономерности.»

Э. Гуссерль, «Логические исследования», параграф 6

Интересно, как выглядит жизнь в царстве истины?

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/131760.html

10.05.2015 Поппер: от амебы до Эйнштейна всего лишь один шаг

Карл Раймунд Поппер. Эволюционная эпистемология

«Можно сказать: от амебы до Эйнштейна всего лишь один шаг. Оба действуют методом предположительных проб (ТТ) и устранения ошибок (ЕЕ). В чем же разница между ними?

Главная разница между амебой и Эйнштейном не в способности производить пробные теории ТТ, а в ЕЕ, то есть в способе устранения ошибок.

Амеба не осознает процесса устранения ошибок. Основные ошибки амебы устраняются путем устранения амебы: это и есть естественный отбор.

В противоположность амебе Эйнштейн осознает необходимость ЕЕ: он критикует свои теории, подвергая их суровой проверке. (Эйнштейн говорил, что он рождает и отвергает теории каждые несколько минут.) Что позволило Эйнштейну пойти дальше амебы? Ответ на этот вопрос составляет основной, третий тезис настоящей статьи.»

http://evgeniirudnyi.livejournal.com/90659.html

02.11.2013 Лосев о судьбе

Ссылочка из

http://togo.livejournal.com/52085.html

05.07.2013 Постмодерн как противоядие

Я недавно слушал Александра Секацкого на youtube и у него было сравнение постмодерна с противоядием. Мой пример: когда представители нейронауки заявляют, что цель мозга — это размножение генов, постмодерн помогает не воспринимать такие заявления слишком всерьез.

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/342308.html

16.06.2013 Этика крайнего солипсизма

«Ведь истоки их субъективизма, уверенности в своей безграничной правоте лежат в их безграничной вере в объективность и закономерность мира. Логика их проста: «если мир рационален, обладает объективными едиными законами, которые познаваемы рациональными (разумными, логическими) методами, то если я мыслю рационально (а какой же рационалист допустит обратное), значит, я обладаю единственно верными знаниями о мире, а любой, кто мыслит иначе – просто ошибается».»

Александр Болдачев, Этика крайнего солипсизма

01.01.2013 Атомисты о сновидениях

Я недавно слушал курс лекций

Maarten Hoenen, Paradigmenwechsel in der Philosophie?

где сопостовлялись взгляды древних греков атомистов с таковыми у других господам философов. Здесь интересно отметить, что атомисты объясняли сновидения за счет некоторых материальных объектов, которые могли попадать к человеку через поры кожи. Сейчас нашел в Интернете короткое описание

Образы сновидений и образы культуры, Доддс Э.Р. Греки и иррациональное.

«Второй — атомистическая демокритовская теория сновидений как эйдола, которые постоянно эманируют из людей и объектов и воздействуют на сознание спящего, проникая в поры его тела; несомненно, Демокрит пытается подвести под объективное сновидение механистическое основание, он даже сохраняет гомеровский термин для обозначения объективного характера сна. Эта теория эксплицитно предусматривает существование телепатических снов, утверждая, что эйдола переносят образы (ἐμφάσεις) умственной деятельности существ.»

Как говорил Maarten Hoenen, в отношении сна древнегреческие атомисты могли дать более убедительное объяснение, чем альтернативные философские системы.

27.10.2012 Фихте: В роде и для рода

Цитата и обсуждение

http://mikeura.livejournal.com/454195.html

Всякий, кто думает о себе, как личности, и желает жизни, бытия и личного наслаждения помимо жизни в роде и для рода, тот в сущности — лишь пошлый, маленький, дурной и вдобавок несчастный человек, какими бы разнообразными добрыми делами он ни старался прикрыть свое уродство; таково наше мнение, против которого и вовеки веков нельзя будет сделать серьезного возражения.

Фихте. Основные черты современной эпохи

08.05.2010 Спонтанность сознания Налимова

Из книги Спонтанность сознания Hалимова:

«Сознание человека выступает перед нами как некий текст.»

«Трудность в понимании природы личности очевидна. Человеку нужно понять самого себя. Средствами сознания необходимо осознать само сознание. Для этого необходимо выйти за границы самого себя — посмотреть на себя со стороны.

Hо с какой стороны?»

«Личность — это прежде всего интерпретирующий себя самого текст.»


Опубликовано

в

,

©