Узнал, что СМИ в Германии не государственные, а общественные. Речь при этом не идет про коммерческие СМИ. Речь идет про то, что каждая семья в Германии обязана платить за общественные СМИ. Так, через некоторое время пребывания в Германии я получил письмо со счетом. Я спросил у местных аборигенов, что это означает. Они ответили, что надо платить. Раз надо, так надо, куда ж деваться (в настоящее время 55 евро в квартал).
Поэтому меня заинтересовал вопрос, в чем же в данном случае проявляется разница между государственными и общественными СМИ. На эту тему нашел неплохую статью, написанную в светлых тонах. Ниже несколько цитат, разъясняющих суть дела:
‘Общественное (или общественно-правовое) вещание как модель организации СМИ было создано для преодоления недостатков коммерческой и государственной моделей телерадиовещания. Налаживание конструктивного диалога между властью, обществом и бизнесом, установление взаимопонимания между самыми разными социальными группами, сглаживание конфликтов – одни из задач общественно-правовой журналистики.’
‘В 1950 году общественно-правовые телерадиокомпании ФРГ объединились в ARD (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten). «Независимость от политики и денег, по замыслу создателей, должны были оградить СМИ молодого западногерманского государства от каких-либо вмешательств извне. Негосударственный статус общественно-правовых СМИ был, кроме того, прописан в Основном законе ФРГ». У истоков объединения стояли всего 6 радиостанций, а сегодня ARD – настоящий мультимедийный гигант.’
‘До начала 80-х годов программы ARD были единственными источниками теле- и радиовещания в Германии. Частные же компании на медиарынке Германии появились лишь в 1984 году.’
‘Rundfunkrat (совет вещания) – общефедеральный орган, осуществляющий контроль за экономической деятельностью общественноправовых радио и телевидения и обеспечивающий принцип плюрализма в выборе передач. В совет по радиовещанию должны входить представители всех общественно значимых групп … Число членов тех или иных групп в составе совета должно соответствовать их значимости в обществе, и их количество определяет бундестаг.’
‘Общественные телерадиокомпании ARD и ZDF финансово суверенны – СМИ существуют не за счет государства или частных инвесторов, а за счет общественных средств, как правило, за счет абонентской платы пользователей СМИ.’
Все выглядит действительно очень привлекательно. Однако, возникает и Gretchenfrage. Дословно выражение переводится как вопрос Гретхен. Оно широко распространено в Германии и происходит из драмы Фауст — там есть момент когда Гретхен спрашивает Фауста, как у него обстоят дела с религией.
Так вот, абонентская плата является обязательной. Если кто-то не платит, то он будет иметь дело с государством и в результате неплатильщику не поздоровится. Другими словами, неплатильщик будет считаться врагом общества со всеми вытекающими последствиями. Автор статьи однако обошел это обстоятельство стороной.
Информация
Мальцева, Ю. А. Модель общественно-правового вещания в Германии. Знак: проблемное поле медиаобразования 2 (12) (2013): 5-8.