В конце список других заметок, связанных с Полани.
Майкл Полани (Michael Polanyi, 1891 — 1976) — известный ученый, один из авторов теории переходного состояния в химической кинетике (в физической химии его фамилия писалась как Поляни). В то же время он известен работами по философии науки. Это тот редкий случай, когда философия науки обсуждается известным ученым и поэтому его взгляды особенно интересны.
Его книга ‘Личностное знание‘ вышла в 1958 году и переведена на русский в 1985. Полани исходит из того, что наука делается людьми. Поэтому Полани критикует объективизм и логический позитивизм, когда знание отделяется от человека, когда предполагается, что возможно получить новое знание в рамках формализованных и безличных процедур. В целом мне понравились взгляды Полани. Конечно, есть места, которые можно оспорить и не со всем можно согласиться, но основная идея с моей точки зрения совершенно правильная — невозможно отделить знание от людей, которые это знание получают.
Полани считает, что знание принадлежит человеку — отсюда личностное знание. В то же время с его точки зрения личностное знание не сводится к субъективным взглядам отдельного человека, оно вполне может быть объективным. В этой заметке я выбрал цитаты из книги, которые дают представление о том, что Полани критикует и что он предлагает.
Критика
‘Прежде всего, я отказался от идеала научной беспристрастности. В точных науках этот ложный идеал, пожалуй, не приносит большого вреда, поскольку там ученые нередко им пренебрегают. Но, как я постараюсь показать, в биологии, психологии и социологии его влияние оказывается разрушительным, искажающим все наше мировоззрение даже за границами собственно науки. Я хочу предложить иной идеал знания.’
‘будучи человеческими существами, мы неизбежно вынуждены смотреть на Вселенную из того центра, что находится внутри нас, и говорить о ней в терминах человеческого языка, сформированного насущными потребностями человеческого общения. Всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице.’
‘Мы отказываемся от грубого антропоцентризма наших чувств в пользу более честолюбивого антропоцентризма нашего разума.’
‘сегодня мы слышим совершенно иное. Утверждение о том, что открытие объективной истины в науке заключается в постижении рациональности, внушающей нам уважение и вызывающей созерцательное восхищение, будет сразу отметено как несовременный платонизм. Утверждение, что это открытие вначале опирается на чувственный опыт, а затем преодолевает его, переходя к восприятию картины реальности, картины, которая говорит сама за себя и сама ведет нас к все более глубокому пониманию реальности, будет расценено как дешевая мистификация, недостойная просвещенного века. Тем не менее, именно на таком понятии объективности я буду настаивать …’
‘В то же время наиболее распространенная сейчас концепция науки, основанная на разделении субъективности и объективности, стремится — и должна стремиться любой ценой — исключить из картины науки это явление страстного, личностного, чисто человеческого создания теорий или, в крайнем случае, минимизировать его, сводя к фону, который можно не принимать во внимание.’
‘Итак, философское движение, основанное на стремлении к научной строгости, стало угрозой для положения самой науки. Это внутреннее противоречие является следствием неверно направленной интеллектуальной страстности — стремлением достичь абсолютно безличного знания, которое не признает существования личности и дает нам картину Вселенной, где сами мы отсутствуем. В такой Вселенной никто не способен создавать и поддерживать научные ценности, поэтому здесь нет и науки.’
Конструктивная позиция
‘Этим определяется личное участие познающего человека в актах понимания. Но это не делает наше понимание субъективным. Постижение не является ни произвольным актом, ни пассивным опытом; оно — ответственный акт, претендующий на всеобщность. Такого рода знание на самом деле объективно, поскольку позволяет установить контакт со скрытой реальностью; контакт, определяемый как условие предвидения неопределенной области неизвестных (и, возможно, до сей поры непредставимых) подлинных сущностей. Мне думается, что термин «личностное знание» хорошо описывает этот своеобразный сплав личного и объективного.’
‘Я показал, что в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности и что эта добавка — не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания.’
‘Искреннее высказывание — это просто некий акт, реализуемый в разговоре или при выстраивании знаков в письменной речи. Его субъектом является говорящий или пишущий человек. Как всякое интеллектуальное действие, искреннее утверждение всегда несет в себе также и эмоциональную нагрузку. С их помощью мы стараемся уверить, убедить тех, кому мы адресуем свою речь.’
‘Мы можем ассимилировать какой-то объект, сделав его инструментом, если считаем, что он будет полезен для достижения цели; то же самое можно сказать про отношение означаемого и означающего и про отношение частей и целого. Акт личностного познания утверждает эти отношения лишь потому, что человек, его совершающий, верит в их подлинность, в то, что он не выдумал, а обнаружил их. Таким образом, познание направляется чувством долга и ответственности по отношению к истине; оно — попытка подчиниться реальности.’
‘личностное знание в науке является результатом не выдумки, но открытия и как таковое призвано установить контакт с действительностью, несмотря на любые элементы, которые служат его опорой. Оно заставляет нас отдаться видению реальности с той страстью, о которой мы можем и не подозревать. Ответственность, которую мы при этом на себя принимаем, нельзя переложить ни на какие критерии верифицируемости или фальсифицируемости или чего угодно еще. Потому что мы живем в этом знании, как в одеянии из собственной кожи. Таково подлинное чувство объективности …’
‘Интеллектуальная самоотдача — это принятие ответственного решения, подчинение императиву того, что я, находясь в здравом сознании, считаю истинным. Это акт надежды, стремление исполнить долг в рамках ситуации, за которую я не несу ответа и которая поэтому определяет мое призвание. Эта надежда и этот долг выражаются в универсальной направленности личностного знания.’
‘На вопрос «:Кто кого убеждает?» ответ прозвучит просто: «Я пытаюсь убедить себя сам».’
‘Принять личностную вовлеченность как единственное отношение, в рамках которого мы можем верить в истинность чего-либо, — значит отказаться от всех попыток найти строгие критерии истины и строгие процедуры для ее достижения.’
Информация
Майкл Полани, Личностное знание. На пути к посткритической философии. 1985. (первое издание на английском в 1958 году).
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/277969.html
_______________
Другие заметки, связанные с книгой Личностное знание
_______________
Концепция личностного знания Майкла Полани связана с идеей неявного знания — невозможно полностью высказать в словах то, что человек знает.
_______________
Майкл Полани: Страстность научного познания
Цитаты из книги. Полани считает, что науку невозможно отделить от страсти, овладевающей ученым при поиске истины.
_______________
Майкл Полани: Два примера из истории науки
Из книги Полани. Можно ли применить принцип фальсифицируемости к кристаллографическим группам? Кольбе против Вант-Гоффа vs. Либих против Шеллинга. Эмпирические исследования и теоретическое объяснение.
_______________
Гёделево утверждение без математики
В книге Полани рассматривалось качественное объяснение теоремы Гёделя в статье Джона Финдли. Самореферентное утверждение, которое демонстрирует, что оно недоказуемо.
_______________
Полани о биологии
_______________
Майкл Поляни о несводимости структуры жизни
Обсуждение статьи Майкла Полани ‘Несводимая структура жизни’, в которой даже машины считаются несводимыми к физике и химии. Рассматривается можно ли причислить эту позицию к компатибилизму.
Также приведена цитата Полани из книги ‘Личностное знание’.
‘Ни одно животное не может оценить интеллектуальной красоты науки.’
_______________
Фрэнсис Крик: О молекулах и людях
О книге Фрэнсиса Крика, в которой он классифицирует позицию Полани как нео-витализм.
_______________
Обзорная заметка, в которую включены позиции Крика и Полани по отношению в биологии.
_______________