Ниже идет перевод шуточной статьи, связанной с пристрастием аналитических философов к фантастическим мысленным экспериментам.
Вчера Сол Крипке подал в отставку с должности заслуженного профессора философии в Центре аспирантуры CUNY. Подобные утверждения циркулировали в слухах в течение многих лет, но только что группа философов из Оксфордского университета выпустила изобличающий доклад, в котором утверждается, что они ни коим образом не смогли воспроизвести результаты мысленных экспериментов, о которых писал Крипке в его новаторской работе ‘Именование и необходимость‘. Команда, возглавляемая Тимоти Уильямсоном, впервые с подозрением отнеслась к итогам в книге ‘Именование и необходимость‘ после того, как предварительные результаты вызвали вопросы о родственной работе Хилари Патнэма. Группа изначально не смогла подтвердить, что вода на Земле-двойнике является H2O, но это было связаны с испорченными материалами исследования — ум одного из исследователей оказался зараженным интерналистской семантикой Хомского.
Тем не менее нельзя отбросить невоспроизводимость результатов Крипке аналогичным образом, поскольку упомянутый выше исследователь был исключен из анализа работы ‘Именование и необходимость‘. В отчете, который готовится к публикации в журнале ‘Философские исследования‘, утверждается, что 74% результатов мысленных экспериментов в книге невозможно воспроизвести при использовании стандартных философских критериев для установления согласия между исследователями. Вторая версия анализа результатов Крипе, которая была гораздо более милосредной, по-прежнему показала невозможность верификации 52% результатов.
Некоторые из ошибочных результатов Крипке могут быть связаны с неправильным хранением данных. После запроса Крипке предоставить полную документацию по его мысленным экспериментам, группа Уильямсона получила только неорганизованную партию бессистемных лекционных заметок вместе с заверениями Крипке, что «настоящие результаты» находятся «на высоте, там, где это важно».
Уильямсон считает, что, к сожалению, не все отмеченные несоответствия можно объяснить только халатностью. Он приводит в пример обсуждение Крипке королевы Елизаветы II. В книге Крипке спрашивает: ‘Как может человек, произошедший от других родителей, от совершенно другого сперматозоида и яйцеклетки, быть этой самой женщиной?’ Далее: ‘Мне кажется, что что-то, происходящее из другого источника, не было бы этим объектом’. Уильямсон отвечает, что у нас нет другого выбора, кроме как признать, что такой умный человек, как Крипке, должен был бы осознавать, что точный генетический состав Елизаветы II в принципе мог бы возникнуть в результате слияния другого сперматозоида и яйцеклетки, так как все гены Елизаветы II — или их мутации — находятся в популяции повсеместно. ‘В это просто невозможно поверить’, — заключает Уильямсон, — ‘что Крипке кажется, как он утверждает, что Елизавета II не могла родиться от других родителей’.
На вопрос, как фабрикация данных в такой громкой работе могла оставаться незамеченной так долго, Уильямсон указывает на правдоподобность результатов Крипке. ‘Если все, что вы делаете, сводится к размышлениям об этом, кажется очевидным, что, например, если Шмидт вывел теоремы о неполноте, «Гёдель» не референцирует Шмидта. Однако когда мы на самом деле провели мысленный эксперимент, результаты оказались действительно удивительными’.
На вопрос, обратит ли теперь его команда внимание на других философов, Уильямсон ответил намеком на то, что они могут заняться расследованием с более исторической ориентацией. ‘Наши… гм… философские проблемы не ограничиваются мысленными экспериментами’, — сказал с кривой улыбкой Уильямсон. ‘Возьмите три формулировки категорического императива Канта. Хотя Кант утверждает, что они эквивалентны, это явно не так’. Такая непоследовательность, утверждает Уильямсон, ‘представляет собой красный флаг’. В этот момент между репортером и Уильямсоном вспыхнул спор о том, является ли непоследовательность красным флагом или же красный флаг супервенирует на непоследовательности, не являясь ей, и стало ясно, что интервью окончено.
Информация
fauxphilnews: Kripke resigns as report alleges he faked results of thought experiments, 2012.
Обсуждение
https://evgeniirudnyi.livejournal.com/267461.html
13.10.2021 Трудная задача
‘Рассмотрим, однако, вопрос разногласий Куайна, Льюиса и Крипке, а именно какова связь между деревом и стулом и пространственно-временной областью, которую они занимают? Куайн полагает, что стул и электромагнитные и другие поля, составляющие его, и пространственно-временная область, содержащая эти поля, совпадают, поэтому стул является пространственно-временной областью С точки зрения Крипке, Куайн просто ошибается, стул и пространственно-временная область представляют собой два отдельных объекта. Доказательством является то, что стул может занимать и другую пространственно-временную область. Куайн рассматривает это “доказательство” как пустое, поскольку модальные предикаты являются безнадежно неопределенными. Согласно Льюису, Куайн прав относительно стула, но ошибается относительно модальных предикатов: правильный ответ Крипке состоит в том, что если стул может быть в другом месте, это значит, что двойник этого стула может быть в другом месте, а не именно этот стул (в смысле логического понятия тождественности) может быть в другом месте.’
Хилари Патнэм. Реализм с человеческим лицом, В кн. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология, 1998, с. 466-494.