Наука в Германии

Ниже идет краткое описание науки в Германии на уровне реакции естественных нейронных сетей без должно анализа. Было бы хорошо это проверить и проанализировать, на я надеюсь, что описание на таком уровне также может быть полезным в качестве нулевого приближения.

В целом, если сравнивать российскую наука с западной, главные отличия:

  • Небольшое количество постоянных ставок, большинство работающих в науке занимают временные ставки. Скажем из постоянных ставок есть профессор и секретарша, остальные это постдоки, аспиратны и студенты.
  • Нет надбавок за звание. Также иерархия в организации науки существенно проще: профессор, постдок, аспирант, студент.
  • Профессор не может получить деньги с гранта в качестве полставки. Гранты предназначены для временных ставок. Если профессор не получит грант, то у него просто не будет сотрудников. Далее человек, работающий по гранту не может получить больше установленной ставки.

В целом сама система финансирования науки гораздо более прозрачна и она одновременно более мобильна. В то же время система более жестока, она заставляет людей крутиться и увеличивать объем продаж.

Базовые исследования (Basic research)

Термин фундаментальная наука в Германии не в ходу. Его эквивалент – это basic research. Здесь понимается, что отданные деньги не приведут непосредственно к технологиями, это предпосылки создания технологий. Или по-другому, непосредственно внедрить результаты исследования скорее всего не удастся. Для того. кто хочет получить постоянную ставку профессора, лозунг publish or perish.

В первую очередь в basic research принимают участие университеты. Там, как я уже упоминал, немного постоянных ставок, в основном профессора и секретарши, остальные ставки временные (постдоки и аспиранты). Мне когда-то попадалось на глаза число профессоров в Германии — 40 тыс, но не знаю, насколько оно точное. В Германии постдоки и аспиранты с точки зрения ставки не разделается, они занимают одну и ту же ставку (которая раньше называлась BAT II). Разница пожалуй в том, что аспиранту предлагают полставки BAT II для начала. В Германии аспирантура по сути дела это хобби. Официально человек работает по проекту, пока есть деньги. Защита — это в конечном итоге его частное дело. Скажем в Голландии это по другому, там есть настоящие аспирантские стипендии.

Время нахождения на временной ставки ограничено. Раньше это было шесть лет, поскольку был закон, что если человек работает больше шести лет, то он имеет право на постоянную ставку. Сейчас в законе нашли какую-то дырочку и вроде бы можно болтаться на временной ставке в исключительных случаях до 12 лет, если я правильно про это слышал.

Далее идет Max-Planck-Gesellschaft (MPG). Это в какой-то степени эквивалент РАН, скажем, институты для фундаментальной науки. Однако академики и член-корры отсутствуют. Иерархия здесь в целом похожа на иерархию в университете.

‘There are 80 institutes and research facilities employing approximately 14,300 employees. Included in this are 5,150 scientists and 7,700 student assistants, fellows of the International Max Planck Research Schools, doctoral students, postdoctoral students, research fellows and visiting scientists (as of January 1, 2010).’

Я не знаю точно как идет финансирование в MPG, в университетах финансирование basic research идет через DFG. Как я упоминал, по сути DFG определяет число временных ставок и в каких областях они будут распределятся. Далее если профессор хочет сотрудников, то он пишет грант и получает временные ставки.

В MPG ситуация, насколько я понимаю, похожая. Мало постоянных ставок и много временных. Однако кто конкретно дает на что деньги, я не знаю. Так я слышал краем уха, что Max-Planck не может получить гранты из DFG, у них похоже есть что-то свое. Но точно не знаю.

Смысл между постоянными и временными ставками очень простой. Когда профессор (или директор института в Max-Planck) выходит на пенсию, то решается вопрос, надо ли продолжать исследования в этой области или нет. Может быть надо начать что-то новое. В этом смысле все проходит очень просто. Приходит новый человек и набирает новых сотрудников (конечно, если он пробьет гранты).

Прикладная наука

Fraunhofer-Gesellschaft (The majority of the 17, 000 staff are qualified scientists and engineers)

Здесь построено так. Государство дает около 50% бюджета при условии, что остальные 50% приходят от компаний. Эти цифры несколько отличаются для разных институтов Fraunhofer. Если институт недобирает проектов от компаний, то через некоторое время делается вывод, что вот промышленности такое не нужно со всеми вытекающими выводами. Опять же, насколько я понимаю, большее число ставок в Fraunhofer временные по тем же причинам, чтобы было легче менять направления исследования. Исследовать надо то, что требуется, а если потока денег нет, то значит нет.

Прикладная наука также присутствует в компаниях. Многие компании имеют свои отделы разработок. Германия здесь очень ценится.

Здесь также много проектов от государства, которые в основном идут через BMBF. Здесь уже однако требование, что в конце проекта должно быть внедрение. Конечно допускаются риски, но учет и контроль также присутствует. В проекте обязана быть фирма (или даже несколько), которые часть денег платят сами.

Публикации как таковые особой роли не играют. Они должны быть, но скажем уровня конференции для инженеров. Патенты и прочая защита Know-how куда более важны.

Здесь если хотите государство частично финансирует research для компаний, но компании уже следят друг за другом и это дает необходимый контроль. Деньги налогоплательщиков должны идти на пользу всем. Термин по-этому поводу precompetitive research.

Другие общества

Общество Гельмгольца (Helmholtz-Gemeinschaft)

30 тыс сотрудников. Похоже, что это стратегическая прикладная наука, поскольку в отличие от Фраунхофер, все финансирование идет от государства.

Общество Лейбница (Leibniz Gemeinschaft) с 16 тыс. сотрудников. Не знаю, чем оно занимается, никогда с ним не пересекался.

Заключение

Базовые и прикладные исследования очень тесно завязаны друг с другом и вместе это основа того, что Германия производит немереное количество high tech. Недавно в булочной купил хлеб, так там даже бумага специальная, чтобы хлеб дольше хранился. Какие-то мембраны, которые сохраняют необходимую атмосферу в пакете.

P.S. Текст был написан в ходе обсуждения

http://ktoshik.livejournal.com/67007.html

13.08.2019 Из жизни немецкого университета (слухи из проверенных источников)

Один профессор (около шестидесяти) закрутил с аспиранткой (с косыми глазками). Биология сработала — на свет появился ребенок. Профессор обрадовался, совсем оставил семью и полностью ушел к аспирантке. Вопрос — куда смотрит общественность? Общественность смотрит на фотографию ребенка, которую показывает профессор, и говорит: «Oh, wie süß!».

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/212730.html

09.09.16. Можно ли вернуться в академический мир?

Чтобы отвлечь от реальных проблем, расскажу историю, которую рассказал мне один знакомый, руководитель отдела одной хорошей компании. Речь идет про жизнь в западном мире и к России отношения не имеет.

Так вот, мой знакомый был на одной научной конференции по его специальности, которую организовывал его сокурсник, в настоящее время профессор. Мой знакомый — человек занятой, и он поехал только на один день, когда его сотрудник делал на конференции доклад. Другие же сотрудники моего знакомого были на конференции все время на сопутствующей конференции выставке, где они информировали всех о последних достижениях современных технологий.

Мой знакомый приехал, послушал пару докладов, поболтал со своим сокурсником, проверил работу своих сотрудников на выставке, и после возвращения сказал примерно следующее: «Когда бываешь на научных конференциях, тебя тянет обратно в академический мир. Но ты вовремя понимаешь, что жить на такую зарплату просто невозможно.»

https://ivanov-p.livejournal.com/95789.html?thread=320301#t320301

5.07.2013 Германия и компьютерные специалисты

В Германии у Edeka есть замечательная реклама:

«Computer-Spezialisten findet man in Indien, Lebensmittel-Spezialisten direkt um die Ecke.»

«Специалисты по компьютерам находятся в Индии, специалисты по продуктам питания за углом (имеется в виду угол в Германии).»

Это хорошо показывает правильное отношение к жизни и объясняет почему среди победителей нет представителей немецких университетов. Немцы учатся тому, как правильно применить хороших зарубежных специалистов для того, чтобы в том числе хорошо поесть, иметь хороший дом, хорошую машину и т.д (в общем красиво жить никому не запретишь).

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/19630.html

04.06.2011 Мозг за один миллиард

В Die Zeit была интересная статья ‘Das 1-Milliarde-Euro-Hirn’ про то, как Henry Markram ищет поддержку для своего проекта The Human Brain Project чтобы постороить компьютерную модель мозга. Все происходит в рамках инициативы ЕС FET Flagship Initiatives, где предполагается отобрать наиболее важные научные проекты с видением будущего развития. На первом этапе были выбраны шесть проектов, куда также вошел проект Henry Markram и далее через год них будут выбраны два, каждый с бюджетом в один миллиард и сроком на десять лет.

Цитата из конца статьи, которая неплохо характеризуют то, как ученые в ЕС борются за финансирование.

‘Маркрам по крайней мере достаточно умен, чтобы протолкнуть проект

Совершенно ясно, что должно пройти до 2012 года, когда должны быть  окончательно отобраны флагманские проекты: До тех пор будет много перелетов, планирования, совещаний и интриг. В конце концов какое решение примет комиссия ЕС в Брюсселе, во многом зависит от выбора референтов и это в свою очередь зависит от лоббирования участвующих учреждений в предварительных переговорах. С точки зрения ЕС, в дополнение к прозе проектов, имеет решающее значение  прежде всего вопрос о том, сколько потенциальных спонсоров стоит за идеей. Поскольку если даже обещанное финансирование в размере одного миллиарда евро изначально выглядит как большая сумма, оно является только начальной суммой,  которую участвующие учреждения должны существенно увеличить.

С этой точки зрения, The Human Brain Project может вполне рассчитывать на успех. Генри Маркрам безусловно доказал, что он хорошо освоил искусство создания стратегического партнерства. Предположительно он освоил это от структуры мозга (этой идеальной демократии): Успех достигает тот, кто создает наибольшее количество связей.’

___________________________

Тут недавно была статья в Die Zeit про трудную жизнь немецких ученых:

Большинство ученых в наших университетах могут только мечтать о постоянной ставке

Jan-Martin Wiarda, Enorm leidensfähig, 8. Dezember 2011, DIE ZEIT Nr. 50/2011

Там рассказывается про 44 летнего молекулярного биолога, который скоро должен покинуть университет, который большую часть жизни провел на временных ставках, и которому сейчас придется искать свое место в этой жизни вне университета. Соответственно предлагается пожалеть его, а также остальных немецких ученых. Немецкие бюргеры может быть пожалеют, однако саму систему менять не будут.


Опубликовано

в

©

Метки: