В Германии очень распространен семейный бизнес. Ниже на эту тему будет вначале цитаты из трех заметок с Deutsche Welle, а затем будут кратко описаны два крупных немецких клана по материалам Die Zeit.
Штефан Хайдбредер: «Грамм характера важнее килограмма знаний«, dw.com, 21.01.2010.
«В международном сравнении отличительной чертой немецкого бизнеса является, конечно, тот факт, что многие семейные компании относятся к большому бизнесу. Они лидируют и на мировом рынке. Оборот может превышать миллиард евро в год. Это феномен, который не встретишь ни в одной другой стране, и из-за которого нам завидуют во всем мире.»
«Каждый знает по себе, что когда речь заходит о личных накоплениях, решения принимаются наиболее обдуманно и ответственно. Руководство семейного предприятия старается принимать решения в долгосрочной перспективе, на благо будущего поколения, а не за его счет. Эти добродетели можно отнести к семейным предприятиям. Это находит отражение в отношении к работникам, в структуре управления.»
«Многие патенты в Германии зарегистрированы именно семейными предприятиями. Этот бизнес — очень инновационный. Например, машиностроение. В этой отрасли в Германии доминируют семейные компании. Они являются мировыми лидерами. Высокая инновационная активность, конечно, мотивирует сотрудников.»
Юта Вассерраб и Оксана Евдокимова, Секрет успеха семейного бизнеса по-немецки, dw.com, 09.06.2010.
«Многие семейные предприятия в Германии ведут свой бизнес уже в третьем, а то и в четвертом поколении. Доля таких фирм во внутреннем валовом продукте страны превышает 50 процентов.»
«Тем не менее, сотрудник боннского Института изучения среднего бизнеса (IfM) Йохан Экхоф (Johann Eekhoff) считает, что в долгосрочной перспективе семейные предприятия более ответственно ведут бизнес. Ведь, управляя такими компаниями, их владельцы исходят из того, что передадут свое дело по наследству. Они мыслят на поколения вперед, в то время как для крупных финансовых институтов и акционерных обществ главное — ежеквартальные отчеты.»
«С другой стороны, стремясь удержать бизнес в своих руках, семейные фирмы в Германии вынуждены проявлять чудеса изобретательности.»
«Число семейных предприятий в стране превышает один миллион.»
«90 процентов немцев мечтают работать в семейной компании»
Марина Борисова, Добро пожаловать в семью, или Посторонним вход разрешен, dw.com, 20.01.2010.
«По данным Фонда «Семейные предприятия» (Stiftung Familienunternehmen), в период с 2006 по 2008 годы семейный бизнес в Германии ежегодно увеличивал число занятых более чем на два процента. Для сравнения — компании, которые входят в биржевой индекс DAX, за аналогичный период сократили число сотрудников более чем на два с половиной процента.»
«Важно понимать, чем отличается семейный бизнес от других компаний. Образование в немецких вузах больше ориентировано на подготовку менеджеров общего направления, для работы в больших концернах. А семейное предприятие устроено по-другому. Важную роль здесь играют личные качества. Семья формирует собственную предпринимательскую культуру. Стратегическое планирование основывается на долгосрочном мышлении. Семья, как правило, не готова инвестировать средства ради достижения лишь краткосрочных целей.»
«Семейным компаниям нужны выпускники с убеждениями. Если молодой специалист пришел в фирму с желанием внести вклад в общее дело и со знаниями уже действующих правил, то у него неплохие шансы занять ответственную позицию. Можно существенно сэкономить время, которое понадобилось бы для роста по карьерной лестнице в крупном концерне.»
«Преданность важна для любой компании. Это одно из ключевых качеств для успеха в карьере. В семейных компаниях верность, пожалуй, имеет еще большее значение, считают эксперты. Работа на семейном предприятии, как правило, означает стабильность на годы вперед. Если в руководстве немецких концернов топ-менеджмент меняется в среднем каждые шесть лет, то во главе семейного бизнеса руководитель находится, как правило, более длительный период.»
Kerstin Bund, Emotionslose Sippe (Безэмоциональный Клан), Die Zeit, März 2011.
Ниже мой перевод ряда предложений из статьи.
Группа Haniel является одним из крупнейших представителей семейного бизнеса в Германии.
Имя Франц Ханиель (Franz Haniel) сегодня обозначает международный конгломерат. Он принадлежит 620 акционерам, который разделены на отдельные семьи, которые уже могут не носить фамилию Haniel (Libbert, Boninger, von Buchholtz или von Dürckheim).
В 2009 году клан Haniel заработал больше денег чем Люфтганза и получил больше прибыли до налогообложения, чем производитель кроссовок Адидас.
Клан из Дизбурга покупает мелкие компании, раскручивает их и продает снова, если компании не приносят достаточно прибыли.
С такой стратегией, выходцы из Дизбурга построили обширную империю, которая объединяет более 800 компаний с оборотом около 25 миллиардов евро и насчитывает более 53 000 человек. Кроме того в концерне Metro, где у Haniel активов более чем на 34 процентов, работают 268 000 работников. Четыре основных подразделения — это Celesio (распространение фармацевтической продукции), CWS-Боко (спецодежды, санузлы), ELG (переработка нержавеющей стали) и Takkt (поставки офисной мебели).
Семейный клан Haniel растет с каждым годом на восемь процентов. Поэтому им требуется как минимум такой же рост в бизнесе.
На русском языке про клан Ханиэль я нашел статью в Комменсантъ: Компания Metro и розничная торговля в Европе, 23.11.1995.
Tatjana Schneider, Die Reimanns von nebenan (Семья Reimann по соседству), Die Zeit, April 2012.
Ниже мой перевод ряда предложений из статьи.
Согласно журналу manager magazin состояние семьи Reimann оценивается в восемь миллиардов.
Семье Рейман принадлежит 15 процентов акций британского концерна Reckitt Benckiser.
Менеджеры активов семьи Рейман инвестируют в течение многих лет в предметы роскоши и косметики. В последние десять дней стало известно, что семейный холдинг через посредническую компанию хочет купить американский концерн косметики Avon.
Кто такие эти Рейман? могли бы спросить американцы. Ответ на этот вопрос однако сложно найти даже в Германии.
Семья Рейман предпочитает оставаться невидимой. Они избегают публичных выступлений на приемах или благотворительных мероприятиях. Бесполезно искать их фотографии в архивах прессы в Германии.
Все остальное, что слышно о жизненном стиле семьи Рейман неопределенно. Согласно информации из окружения, каждый из членов семьи находит «нормальную работу» и ведет скромный образ жизни.
Последнее вписывается в традиционную систему ценностей семьи. Дисциплина и отказ от привилегий были изначально главными ценностями.
Как стиль компании определяет жизнь семьи, он узнал на своей судье. Рейман сказал, что при его рождении у него практический был брат-близнец — вакуумный испаритель, который только что был разработан его отцом. Поэтому устройство даже называли «молочным братом Альберта».
29.06.2016 Современные принцы и принцессы
Недавно довелось побывать на годовом собрании одной небольшой компании. Мое внимание в зале привлекли несколько детей возраста до пяти лет, который как ни в чем не бывало ходили по залу, заходили на сцену и даже дергали докладчика за рукав. Я спросил у соседа, в чем же тут дело. Он ответил, что фирма принадлежит семье, а дети — это будущие наследниками. Родители таким образом приучают детей к тому, что им когда-то придется руководить. Действительно, будущих подданых полезно знать с малых лет.