04.08.2024 — новая редация; включен перевод цитат из книги.
Книга известного физика Дэвида Бома ‘Мысль как система‘ является отредактированной записью семинара, который проводил Бом. Книга представляет собой диалог Бома с участниками семинара. Форма диалога хорошо подходит к выбранной теме и она позволила автору лучше раскрыть свои взгляды на устройство мира.
Дэвид Бом хочет натурализовать мысль в природе. С его точки зрения мысль выступает как система, которая включает в себя восприятия, чувства, эмоции, намерения и цели. Бом придает мысли материальный характер, хотя следует отметить, что у него материя выходит за общепринятые рамки в физике. Автор например сомневается, что наука сможет когда-нибудь понять фундаментальную реальность.
Автор отвергает обычное представление о мысли, как нечто субъективном. Обычно мысль представляется как нейтральная информация в сознании о происходящих событиях, которая не оказывает на них прямого влияния. Бом хочет поменять данное представление. В его картине мира мысль не только модифицирует наши восприятия, но также влияет например непосредственно на химические процессы в мозгу и теле.
Большую роль в книге играет термин представление (representation). Бом разделяет позицию философии нового времени о том, что человеку доступны только представления. Именно мысль у Бома влияет и определяет представления, например восприятие радуги или изображения в телевизоре полностью определяется мыслью. При обсуждении проблемы карты и территории, Бом отмечает, что граница между странами как линия находится только на карте. Бом считает, что в природе именно мысль определяет границу между странами.
Как следовало ожидать, в книге нет окончательного ответа на проблему материи и разума. Тем не менее, попытка интересна сама по себе: Безумству храбрых поем мы песню. В книге есть много интересных метафор, например Свобода — это творческое восприятие нового порядка необходимости. Бом предлагает интересный взгляд на взаимоотношения между Я, меня и сам (I, me, self) и на другие проблемы сознания.
Меня лично в книге разочаровало убеждение Дэвида Бома, что решение проблемы взаимоотношения мысли и природы поможет решить проблемы современности (социальное неравенство, войны, климат, и т.д). Я убежден, что лучше всего разделить вопросы ‘как устроен мир’ и ‘как устроить мир лучше’ между собой. Последний вопрос по-моему лучше всего отдать продажным политикам, поскольку физики слишком далеки от реальной жизни.
Книга неплохо сделана и она будет интересна всем, кто пытается понять, как устроен мир. В книге Давида Бома каждый найдет для себя что-то новое. Физикам будет интересно посмотреть к чему приводит попытка натурализации мысли. Философам должно быть интересно взглянуть, как физики решают вечные проблемы. Биологи пожалуй могут быть разочарованы, поскольку в книге никак не представлена эволюция. С другой стороны, представления Бома о мысли как материальном процессе могут быть полезны в том числе для развития эволюционных идей.
В заключение перевод нескольких цитат из книги.
Мысль, восприятие и материя
‘Участие мысли приводит к самым разным вещам. И это влияет на восприятие — то, что вы думаете, влияет на то, что вы воспринимаете снаружи, и на то, что вы чувствуете внутри.’
‘Вы видите или чувствуете что-то, порожденное мыслью, но затем приходит следующая мысль и говорит: «Я только рассказываю тебе, что есть в мире». Мысль заявляет об этом, в то время как на самом деле она влияет на то, как обстоят дела.’
‘Мысль — это часть материального процесса… Мысль может передаваться с помощью таких материальных средств, как радиоволны, телевидение, письменная речь — самыми разными способами. При разговоре звук издается и передает мысль.’
‘Мы говорим, что мысль — это материальный процесс; у нее есть рефлексы (it has reflexes), которые действуют сами по себе. И если у вас есть озарение или восприятие истины, то это действительно повлияет на вас. Озарение или восприятие истины может глубоко повлиять на материальные процессы, которые включают в себя все рефлексы.’
‘Вчера мы обсуждали, что материя может быть бесконечно тонкой. Наука не знает всего об этом и, вероятно, никогда не узнает. Но материя не просто механична. Следовательно, она может реагировать на это восприятие очень глубокими и неуловимыми способами, которые наука, возможно, даже не в состоянии проследить. Так что могут произойти перемены.’
‘Но весь наш набор рефлексов против этого. Он говорит, что «мысль — это не материальный процесс». Наш первый рефлекс таков: «Мысль находится далеко за пределами материи или каким-то образом отделена от нее. В ней есть некая духовная истина или значение». Это представление заложено в нас как рефлекс.’
‘Мысли, фантазии и коллективные фантазии становятся достоянием восприятия. Мифы — это коллективные фантазии, и в каждой культуре есть свои мифы. Многие из них воспринимаются как реальность. У каждого человека это происходит по-разному, и мы не замечаем этого факта. Это факт: мы не видим самого факта. Есть факты более высокого порядка, которые заключаются в том, что мы не видим непосредственного факта.’
Свобода воли
‘Мы должны уметь ясно мыслить об этом, хотя, как я уже сказал, само по себе это не меняет рефлексы. Но если мы не будем ясно думать об этом, то все наши попытки разобраться в этом будут тщетными. Ясное мышление подразумевает, что мы в некотором роде немного пробудились. Возможно, здесь действует что-то помимо рефлекса — другими словами, что-то необусловленное.’
‘На самом деле вопрос в том, существует ли необусловленное? Если все обусловлено, то выхода нет. Но сам факт того, что мы иногда способны видеть новые вещи, говорит о том, что необусловленное существует. Может быть, более глубокая материальная структура мозга необусловлена, а может быть, и за ее пределами.’
‘Если есть необусловленное, которое могло бы быть движением разума, тогда есть некоторая возможность в это проникнуть.’
‘Если мы говорим, что необусловленного не может быть, тогда с нашей стороны было бы глупо пытаться что-то делать с обусловленностью. Это ясно?’
‘Если мы однажды предположим, что необусловленного не может быть, то мы застрянем. С другой стороны, если мы предположим, что необусловленное существует, мы снова окажемся в тупике — мы создадим образ необусловленного в системе обусловливания и примем этот образ за необусловленное. Поэтому давайте предположим, что необусловленное может существовать. Мы оставляем место для этого. В наших мыслях должно быть место для возможностей.’
‘свобода — это творческое восприятие нового порядка необходимости.’
Информация
David Bohm, Thought as a System