Френология в Рунете

Я начал слушать Sean F. Johnston, History of Science: Bolinda Beginner Guides. В первой главе при обсуждении вопроса, что можно считать наукой, автор рассказал про два увлечения Европы девятнадцатого века: френологию и спиритуализм. Ниже идут ссылки относящиеся к френологии, которые я нашел в Рунете.

Интересно отметить, что недавно в ЖЖ оживленно цитировалось сообщение, что ученые нашли область мозга, которая отвечает за совесть. Интересно, как лет через сто наши потомки будут относиться к таким сообщениям. Как мы к френологии или нет?

Франц Галль создает краниологию — науку о черепах

http://antropogenez.ru/quote/158/

Краткое описание жизни Галля.

«Однако далеко не все разделяли их веру. Популярность Галля стала беспокоить венское духовенство, которое обнаружило, что краниология противоречит учению церкви. В 1801 году австрийский император Франц I запретил лекции Галля за пропаганду материализма и фатализма, и учёному пришлось оставить Австрию.»

«Больше всех взволновался берлинский врач Иоганн Готлиб Вальтер, который сам претендовал на роль главного прусского медицинского светила. Он начал шумную кампанию против краниологии и немало преуспел. Вальтер с возмущением описывал походы Галля в прусские тюрьмы, где тот с соизволения властей проводил эксперименты над заключенными: «С большой легкостью Галль отличал более опасных воров от менее опасных… Особенная склонность к воровству была обнаружена у заключенного Колумбуса, а также у большинства малолетних преступников, которых Галль посоветовал оставить в тюрьме пожизненно, поскольку они «никогда ни на что не сгодятся»… Какой же человек, наделённый чувствами, моралью и верой, прочтёт это без содрогания? Фанатик советует навечно заточить ребенка, который украл лишь раз, но якобы имеет воображаемый орган воровства!»»

«Под давлением подобной критики Галлю пришлось покинуть Пруссию и обосноваться в Париже, но и тут ему жилось не слишком сладко, поскольку он успел несколько раз высказаться по поводу недостаточной вместительности черепной коробки Наполеона. К тому же Галль утверждал, что строение черепа императора французов свидетельствует о том, что Бонапарт лишен склонности к философии, что было абсолютной правдой, но при этом звучало весьма оскорбительно. В результате Наполеон настоял на том, чтобы Галлю запретили выступать с лекциями в государственных учебных заведениях Парижа

Франц Йозеф Галль

http://100v.com.ua/ru/Franc-Yozef-Gall-person

Более подробная биография Галля.

http://100v.com.ua/sites/100v.com.ua/files/imagecache/person_node/franc__yozef_gall.jpg

«В период до 1801 года не было сколько-нибудь образованного человека, который, услышав о френологии, не пожелал бы с ней познакомиться. Теория Галля вызвана сенсацию, ею восторгались К. Лафатер (автор трактата о физиогномике) и Бальзак, Бруссе и Велланский и др. Итальянский врач Джиованни Фоссати увлекся френологией и написал много брошюр и статей о ней. Когда его по политическим мотивам выслали из Милана, он отправился в Париж, где устроился врачом при итальянской опере. Знаменитый Кювье пишет из Парижа Галлю письмо, в котором настойчиво просит не медлить с публикацией открытий, представляющих такую большую научную и практическую ценность.»

«В 3-томном сочинении немецкого анатома Бурдаха изложена история анатомии нервной системы. Дойдя до начала XIX века, Бурдах говорит, что в первом ряду исследователей мозга должно стоять имя Франца Йозефа Галля. По его словам, заслуга Галля заключается в том, что он разрушил немало ошибочных представлений, чем расчистил почву для новых исследований; он подтвердил старые истины и открыл новые факты, и, что является самым главным, он привлек всеобщее внимание к мозгу как к сложному органу, заведующему всей психической деятельностью. Знаменитый лейпцигский невропатолог П.Ж. Мебиус в 1899 году, а затем в 1905 году выступил горячим защитником Галля, упрекая его противников на протяжении всего XIX века в черной неблагодарности и жестокой несправедливости

Френология и дешифровка рас: знание, власть и прогресс человечества

Перевод статьи Лоик Риньоль: http://magazines.russ.ru/nlo/2008/93/ri3.html

Неплохая статья, которая показывает, что думали о расах и об обществе в девятнадцатом веке.

Джованни Фоссати: “Высшее Существо открыло человеку его высокие чувства независимости, справедливости, доброжелательности, почтительности и т.д. посредством мозговых органов, подобно тому как оно снабдило его органами для инстинктов самосохранения и другими органами — для различных талантов и способностей ума. Это откровение невозможно оспаривать — оно является живым, постоянным, истинным по самой своей сути. Именно в нем заключено подлинное слово Божье, а не в речах какого-то человека, притязающего, будто слово Божье гласит его устами

‘Френолог и социалист Теофиль Торе, главный редактор “Газеты истинной Республики” (1848), писал: “Если политика — это правила отношений между людьми, то она должна прежде всего знать сущностную природу человека. Таким образом, френология — это первооснова политики”.’

Деманжон о черных расах: “Небольшой размер их черепа и его сходство с черепом женским могут также объяснять, почему они столь мало продвинулись в точных и углубленных науках, таких как естественная история, философия, медицина, в цивилизации и политике; между тем они, напротив, выказывают вкус и способность к увеселительным искусствам, требующим более ловкости, чем ума и размышления, — таким как танец, фехтование, ручные поделки и вообще все их легкомысленные забавы”.

Жозеф Вильмон: “Какой френолог позволит ныне убедить себя, будто с мозговым складом караиба […] или жителя Новой Голландии […] можно достичь быстрого прогресса цивилизации — сколь бы добрыми ни были наши намерения и сколько бы забот мы ни прилагали к воспитанию? Перемен в данном отношении можно достичь лишь после скрещения этих рас с людьми, обладающими более счастливой организацией”.

Жюльен Леруссо: «Достаточно простейших познаний в физиологии и естественной истории, чтобы узнать, что кровь быстро обедняется в семействах, которые продолжают свой род только между собой, и что породы животных быстро вырождаются, если не заботиться об их скрещении. Замечен и другой факт, несомненно объясняющийся той же самой причиной: угасание аристократических родов без вливания новой и насыщенной крови. Таким образом, множественность рас, которая есть не что иное, как разнообразие в единстве, длинный ряд типов, образующих великую семью людей, — это еще одно мудрое решение творца«.


Comments are closed.